Первые достижения студентов-социологов ИМСГН в рамках проекта “Социокультурная и языковая адаптация иностранных обучающихся из стран Азии в системе образования Челябинской области”

В текущем году студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук реализуют проект, направленный на разработку программы социокультурной и языковой адаптации иностранных обучающихся в системе образования Челябинской области.

Заказчиками проекта выступили – Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Челябинского института развития профессионального образования и Научно-исследовательская лаборатория миграционных исследований ЮУрГУ (НИУ). Руководитель проекта – к.соц. н., доцент кафедры социологии ИМСГН, Елена Ивановна Салганова.

Актуальность проекта обусловлена рядом социально объективных тенденций, характерных для Челябинской области:

1. Увеличением динамики миграционных потоков и количества мигрантов из стран Азии, въезжающих ежегодно на территорию Челябинской области.

2. Новостной повесткой, демонстрирующей случаи межнациональной розни, приводящие к конфликтам, правонарушениям различной степени тяжести, в том числе в сфере образования.

3. Необходимостью социокультурной и языковой адаптации иностранных студентов и обучающихся с миграционной историей, в том числе детей-инофонов из стран Азии в условиях слабой подготовленности системы образования к реализации данных процессов. 

4. Особенностями государственной политики, направленной на успешность адаптации и интеграции мигрантов в российское общество и на привитие им традиционных духовно-нравственных ценностей России.

5. Началом формирования алгоритмов работы с иностранными студентами и детьми с миграционной историей, в том числе детьми-инофонами из стран Азии различных ведомств и структур из числа органов власти, образовательных организаций, научных институтов, национально-культурных центров, семей.Все это, безусловно, обуславливает необходимость комплексного подхода в разработке программы социокультурной и языковой адаптации иностранных студентов и детей с миграционной историей, в том числе детей-инофонов из стран Азии и привлечения различных структур и ведомств к решению проблемы. Реализация проекта студентами-социологами позволит оценить современное состояние адаптации и интеграции мигрантов, выявить ключевые проблемы, причины и факторы, провести экспертизу и консалтинг результатов исследований, разработать комплекс мер и мероприятий для педагогов общеобразовательных, средних профессиональных и профессиональных образовательных организаций, органов и учреждений государственной и муниципальной власти, общественных организаций Челябинской области.

Напомним, что проект рассчитан на два года и включает в себя целый комплекс различных мероприятий: от теоретико-методологического анализа до сбора эмпирических данных в рамках тематики проекта. 

С сентября в целях разработки программы социокультурной и языковой адаптации иностранных обучающихся в системе образования области студенты-социологи на основе проведенного  теоретического анализа проблемы (отечественного и зарубежного опыта), разработали целый комплекс конспектов мини-уроков по налаживанию межкультурного взаимодействия для проведения классных часов в образовательных организациях Челябинской области, а также подготовили сюжеты по проблемным ситуациям и сопроводили их комиксами, направленными на купирование деструктивных проявлений среди лиц с миграционной историей.  

Пожелаем успехов нашим студентам в реализации достаточно интересного и важного для региона проекта!