Практика студентов


Социолог-специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям – одна из самых перспективных и востребованных профессий на рынке труда. Она связана с аналитической работой, деятельностью в области социологической экспертизы и консалтинга. Выпускники-социологи – это универсальные высококвалифицированные специалисты, которые способны заниматься аналитикой в организациях любых сфер деятельности, обладают навыками критического мышления, способны к разрешению исследовательских задач, умеют организовывать и проводить социологические и маркетинговые исследования, социальный аудит, оценку качества, владеют современными цифровыми технологиями. Магистры социологии успешно реализуют себя в качестве руководителей и специалистов-аналитиков в государственных и муниципальных структурах, маркетинговых организациях, медиабизнесе. Они работают руководителями в подразделениях и отделах, где занимаются информационно-аналитической деятельностью, связями с общественностью, проводят социологические и маркетинговые исследования, а также совершенствуют методы проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований, осуществляют социологическую экспертизу, консалтинг на основе результатов фундаментальных и прикладных социологических исследований.
В рамках образовательных дисциплин студенты кафедры получают достаточную теоретическую подготовку, которая закрепляется в ходе учебной и производственной практик для ведения успешной профессиональной деятельности. Важную роль играет усвоение профессиональных компетенций, формирование профессиональной компетентности и умение применить полученные теоретические знания на практике. За период своего обучения студенты проходят учебную и производственную практики. Практическая подготовка будущих социологов-специалистов по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям  является важной составляющей учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.
Важнейшими общими целями учебной и производственной практик являются: углубление знаний студентов об актуальных социальных проблемах современного общества, о существующих традиционных и инновационных способах их решения; апробации знаний, полученных за период обучения в вузе; формирование мировоззренческой позиции; усвоение принципов профессиональной этики социолога; развитие профессиональных навыков и умений, которые позволяют эффективно выполнять обязанности социолога, использовать технологии и методики прикладных социологических исследований; приобретение практического опыта и навыков научной и производственной деятельности.
Таким образом, конечной целью учебной и производственной практик является повышение профессиональной компетентности, развитие деловых организационных и личностных качеств студентов для использования их в будущей профессиональной деятельности социолога-специалиста по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям.

Роль и место практики в учебном процессе

Учебная и производственная практики дают возможность студенту попробовать свои силы в той профессии, которую он выбрал. Это хорошая возможность для студента погрузиться в рабочую атмосферу организации, научиться организовывать и проводить конкретные социологические и маркетинговые исследования, разрабатывать программу социологического исследования, анализировать полученные результаты, а также разрабатывать рекомендации по решению социальных проблем на основе полученных результатов, оформлять документы по практике в виде дневника и отчета по практике.
Обычно практика планируется на конец учебного года, подводя итог всем пройденным дисциплинам.

Базы прохождения практики. Ответственные за практику

Кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ сотрудничает с ведущими профильными организациями (предприятиями) в сфере социологии и маркетинга. Эти предприятия являются не только базами практик для обучающихся по направлению «Социология», но и местами их последующего трудоустройства.
 
 
Центр общественного мониторинга Муниципального казенного учреждения «Центр народного единства» (МКУ «Центр народного единства») – осуществление мониторинга состояния межнациональной и миграционной ситуации на территории города Челябинска.
На постоянной основе в МКУ «Центр народного единства проводятся социологические исследования по следующим темам:
– Мониторинг печатных и интернет СМИ по темам миграционной, национальной и религиозной политики.
– Текущее состояние и перспективы развития ситуации в национальной, религиозной и миграционной сферах жизни г. Челябинска.
– Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов: проблемные поля и современные реалии.
– Этнокультурное пространство города Челябинска.
– Этноконфессиональные угрозы в образовательной среде.
– Национальный вопрос в контексте молодежной политики.
– Языковая политика на Южном Урале и др.
Результаты исследований опубликованы в ряде брошюр, представлены на конференциях и круглых столах. Кроме того, на основании проведенных исследований специалистами МКУ «Центр народного единства» осуществляется публикация научных статей; реализуется курс лекций «Этнокультурное пространство Южного Урала».
Место нахождения МКУ «Центр народного единства»:
Адрес: 454071, г. Челябинск, ул. Салютная, 22.
Телефон: +7 (351) 225-29-66.
Социальная сеть: https://vk.com/mku_centr.
 
 
 
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО ЧИРПО)   образовано в 1991 году, как филиал Института развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, посредством объединения трех ранее самостоятельных структур: учебно-методического центра профтехобразования Челябинской области, филиала Всесоюзного института повышения квалификации работников профтехобразования и кафедры профтехобразования областного института усовершенствования учителей. 1 марта 1996 года институт стал самостоятельным юридическим лицом. С 1998 года институт является методическим центром Учебно-методического объединения начального профессионального образования Уральского федерального округа, с 2013 года –  Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности в институте созданы следующие структуры:
Научно-исследовательская деятельность института включает в себя:
– Оказание консультативной помощи в организации научно-исследовательской, научно-методической и воспитательной работы на основе современной образовательной парадигмы; в организации и проведении исследований по педагогическим наукам.
– Изучение зарубежных систем образования, расширение форм международного сотрудничества в сфере профессионального образования.
– Научно-методическое сопровождение открытия и координация деятельности инновационных площадок в организациях профессионального образования Челябинской области.
– Изучение и распространение современных технологий профориентационной работы, интегрирующей интересы личности и развивающейся экономики региона.
– Мониторинг состояния информационно-образовательной среды организаций среднего профессионального образования и выявление перспективных направлений ее развития.
– Мониторинг готовности организаций профессионального образования к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и выработка соответствующих рекомендаций.
– Изучение и пропаганда инновационных технологий работы с одаренными обучающимися.
– Исследование современного состояния педагогической теории и практики в аспекте воспитания на основе продуктивно-трудовой деятельности, инициирование изучения педагогического наследия А.С. Макаренко и организации детско-взрослого производства в организациях профессионального образования.
– Изучение и распространение опыта работы профессиональных образовательных организаций по формированию системы профилактики асоциальных проявлений в образовательной среде.
– Анализ результативности системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по программам дополнительного профессионального образования.
– Проведение повышения квалификации: стажировок, семинаров и конференций, в том числе в режиме on-line, соответствующей тематики.
– Оказание научно-методической поддержки и консультационное сопровождение работников профессиональных образовательных организаций:
по совершенствованию информационно-образовательной среды профессиональных образовательных организаций, в том числе в области педагогического проектирования и размещения учебных предметных курсов дистанционного обучения в оболочках Moodle и АСУ ProCollege, в использовании интерактивных систем в различных предметных областях, применении автоматизированных систем управления образовательной организацией;
– Социологические исследования по безопасному поведению в Интернете и киберпространстве;
– Социологические исследования по организации образовательного пространства учреждений среднего профессионального образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
– Проведение экспертной оценки, научное и литературное редактирование монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей психолого-педагогической направленности.
– Подготовка отзывов на авторефераты диссертаций по педагогическим наукам
– Публикацию материалов о результатах научно-исследовательской инновационной работы в журналах «Инновационное развитие профессионального образования», «Мир науки, культуры, образования».
 Журнал «Инновационное развитие профессионального образования» зарегистрирован в установленном порядке как средство массовой информации в России (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-63277 от 06 октября 2015 г. ─ выложено на сайте), Управлением Роскомнадзора по Челябинской области (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ74-00755 от 24 мая 2012 г.), в Международном центре ISSN (Париж – Франция); имеет Российский индекс научного цитирования – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50091
Материалы издания отражают область знания в отрасли «Педагогические науки» в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 и рассчитаны на руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных школ, организаторов образования, ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального образования и педагогической науки.
 Журнал «Мир науки, культуры, образования» является рецензируемым научным международным периодическим изданием; зарегистрирован в установленном порядке как средство массовой информации в России (Свидетельство ПИ № ФС 77-49955 выложено на сайте) и в Международном центре ISSN (Париж – Франция); имеет Российский индекс научного цитирования – /http://elibrary.ru/ и подписной индекс в каталогах Роспечати – 31043. Журнал включен в Перечень ведущих журналов и изданий, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, что дает широкие возможности для их обсуждения по следующим научным отраслям: «Педагогические науки», «Психологические науки», «Филологические науки».
 Перечень основных научно-исследовательских направлений ГБУ ДПО ЧИРПО:
– Развитие цифровой образовательной среды.
– Проблемы организации практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании.
– Проектное управление в воспитательной работе ПОО.
– Проблемы мониторинга и оценки качества профессионального образования.
– Развитие личности в условиях цифровой трансформации.
– Развитие и саморазвитие педагога среднего профессионального образования в системе непрерывного образования.
– Эффективность системы выявления и развития способностей одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
– Социокультурное образование и развитие личности в профессиональной образовательной организации.
– Проблемы организации сопровождения самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
Адрес: 454092 г. Челябинск, ул. Воровского 36.
тел/факс: (351)222 07 56 (многоканальный), 232-08-41, 261-06-92.
E-mail:  chirpo@chirpo.ru.
Режим работы8.30-17.00, перерыв 12.30-13.00.
 
Учебная лаборатория «Учебно-научная лаборатория «Социологические и маркетинговые исследования»» кафедры социологии ИМСГН  ЮУрГУ – структурное подразделение кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета (далее по тексту – лаборатория). Лаборатория реализует техническое, информационное, организационное сопровождение образовательной и научной деятельности кафедры, осуществляет вспомогательную работу по организации и координации учебной и научной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Социология».
Основные функции лаборатории:
– консультирование студентов и преподавателей по учебным дисциплинам направления подготовки «Социология»;
– осуществление организации практико-ориентированного обучения на базе лаборатории в рамках проведения лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий;
– формирование практических навыков научно-исследовательской деятельности у студентов кафедры;
– организация учебной и производственной практики студентов, обучающихся по направлению «Социология»;
– проведение научных исследований по заказу ректората университета;
– поиск и реализация хоздоговорных исследований и грантов по профилю лаборатории; выполнение социологических и маркетинговых исследований в рамках хоздоговорных работ, в том числе по заказам органов власти и управления, организаций и фирм;
– создание необходимых условий для осуществления продуктивного образовательного и научно-исследовательского взаимодействия преподавателей и студентов кафедры.
Основные направления научных исследований лаборатории:
– социально-политическая ситуация в стране и Челябинской области;
– электоральное поведение избирателей: общественное мнение о субъектах политики;
– маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса на товары и услуги;
– патриотизм и гражданская культура учащейся и студенческой молодежи;
– мониторинг образовательных и профессиональных предпочтений абитуриентов;
– оценка удовлетворенности российских и иностранных студентов обучением в высших учебных заведениях Челябинской области;
– влияние цифровизации на социокультурное развитие общества;
– миграционные процессы в Уральском регионе;
– оценка социального положения молодежи в регионе;
– исследование проблем и интересов студентов университета и др.
Техническая база кафедры и лаборатории позволяет проводить исследования на уровне современных требований с использованием специального программного обеспечения (интегрированная платформа для опросных проектов PS Quaestio Pro, программа SPSS Statistics).
 
Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск, ул. просп. Ленина, 76, ауд. 210 ГУК.
тел/факс: (351) 267-90-03.
E-mail:  gafnerna@susu.ru.
 
Научно-исследовательская лаборатория миграционных исследований Южно-Уральского государственного университета – структурное подразделение Южно-Уральского государственного университета, направленная на развитие научно-исследовательского кластера изучения миграций с использованием инновационных междисциплинарных методик.
Научно-исследовательская лаборатория миграционных исследований (далее по тексту – лаборатория) создана для осуществления системной научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности по изучению миграционных процессов.
К задачам лаборатории относятся:
  1. Научно-исследовательская деятельность в сфере изучения миграционных процессов.
  2. Научно-образовательная деятельность в сфере изучения миграционных процессов.
  3. Повышение уровня квалификации научных и научно-педагогических кадров Университета.
  4. Вовлечение в научно-исследовательскую работу студентов, аспирантов и докторантов Университета.
  5. Непрерывное совершенствование стратегических учебных связей и совместных научных исследований с российскими и зарубежными партнерами Университета.
Лаборатория реализует следующие функции:
  1. Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере миграционных исследований.
  2. 2. Организация методического и консультационного обеспечения при выполнении научно-исследовательских работ по различным проблемам миграционных процессов.
  3. 3. Публикация результатов научно-исследовательских работ в форме монографий, статей, тезисов докладов.
  4. 4. Подготовка и участие в научно-исследовательских и научно-образовательных мероприятиях (конференции, выставки, форумы и др.) по проблемам миграций.
  5. 5. Оказание консультационных услуг в области изучения миграционных процессов.
  6. 6. Проведение обучения в рамках программ повышения квалификации, в том числе, с использованием современных обучающих технологий и возможностей сети интернет.
 
Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск, ул. просп. Ленина, 76, ауд. 509 ГУК.
тел/факс: +7 (351) 267-92-15, 267-91-25.
E-mail:  nikonovaoi@susu.ru.