В августе 1942 года, в канун битвы на Волге, из Сталинграда в Челябинск был эвакуирован Сталинградский механический институт.

Летом 1943 года на первый курс СМИ было принято 57 новых студентов, фактически это был первый набор нового челябинского института. СМИ осенью 1943 года вернулся в Сталинград, но в Челябинске остались первокурсники, некоторые студенты старших курсов, связанные работой и дипломным проектированием с Кировским танковым заводом (ЧТЗ военных лет), и ряд преподавателей-сталинградцев.

По свидетельству первых преподавателей, идея организации в Челябинске своего вуза появилась на Кировском заводе) и в Наркомате танкостроения, который тогда находился в Челябинске, а в его руководство входили руководители завода. Директор И. М. Зальцман одно время был наркомом и замнаркома. Когда вопрос об отъезде из города СМИ был решен, обратились с предложением в Москву организовать в Челябинске технический институт.

В декабре 1943 года был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям: танкостроение, ДВС и технология производства танков, которые стали основой для формирования танкового (автотракторного) и технологического (механико-технологического) факультетов. Набор осуществлялся без вступительных экзаменов. В 1944/45 учебном году абитуриенты сдавали вступительные экзамены. Второй набор составил 175 студентов. Зачисляли студентов и на старшие курсы. Всего — 426 человек.

В 1943-1944 годах институт размещался в разных частях города: в здании школы № 4 недалеко от железнодорожного вокзала, в одной из школ Тракторозаводского района. Позже, когда началась реэвакуация, институт разместился в трехэтажном здании магазина по улице Спартака (сегодня — проспект Ленина ), где сейчас находится магазин «Детский мир».

В апреле 1944 году на заседании бюро Челябинского обкома было установлено, что работа по развитию нового вуза ведется неудовлетворительно. Институт был под угрозой закрытия. Что и говорить: на первых порах студентам в буквальном смысле не на чем было сидеть и негде жить — общежитий не было. Нехватка учебных помещений, оборудования и лабораторий — не единственная проблема тех лет.
Возникали трудности, связанные и с организацией учебного процесса: преподавателям приходилось совмещать педагогическую деятельность и работу на производстве, что было непросто. Приходилось работать и студентам. Однако благодаря усилиям преподавательского состава и энтузиазму самих учащихся ситуация быстро изменилась. Уже в сентябре того же 1944 года, подводя итоги первого учебного года, Совет института заключает, что «при всех неблагоприятных обстоятельствах, занятия не прекратились ни на один день, экзаменационная сессия прошла, в основном удовлетворительно, были сохранены студенческие и преподавательские кадры, и ЧММИ встал в ряды действующих машиностроительных ВУЗов СССР»

В 1945 году с помощью Кировского завода и Челябинского обкома ВКП(б) институт получил новое здание на улице Тимирязева (сегодня — Лицей № 11), но это не решило проблемы нехватки учебных площадей.

К новому 1945/46 учебному году институт переехал в другое здание — школы на улице Тимирязева (ныне здесь лицей № 11). Демобилизованные из армии, как и отличники, принимались без экзаменов. Тогда появилась своя нумерация групп: к примеру, танковая группа N 1 — Т-1. Самой многопрофильной на факультете стала кафедра «Автомобили и тракторы». При кафедре была открыта аспирантура, которой руководил профессор М.П. Сергеев. Первыми аспирантами были офицер-фронтовик А. Ф. Кармадонов и кировец Б. Н. Пинигин.

Этот учебный год проходил в здании нынешнего универмага «Детский мир», где в войну находился наркомат машиностроения. Размещение института не было случайным, ведь именно для этого наркомата он должен был готовить специалистов. К примеру, все первые выпускники распределялись на танковые заводы в Челябинске (Кировский) и Нижнем Тагиле ( Уральский вагоностроительный ). Об этом прямо говорится в постановлении об организации ЧММИ : «В целях обеспечения заводов танковой промышленности инженерными кадрами…». После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж здания, который разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со стороны улицы Спартака (ныне проспект Ленина) — аудитории, на северной — общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали даже на подоконниках. Занимались же еще и в школах — N 4, 48, 52… Большую помощь оказывал материальными средствами, учебными пособиями, местами в общежитиях Кировский завод. В июне 1944 года состоялась защита дипломов двух первых выпускников-сталинградцев (технологов), оставшихся в ЧММИ — диплом № 1 получил С.П.Павлов. Он был оставлен в институте и затем 22 года проработал на кафедре графики. Диплом № 2 получил А.П.Песков, которого направили на Кировский завод. Впоследствии он долгое время возглавлял Челябинский городскойотдел культуры.

Учиться было исключительно трудно. Многим студентам приходилось совмещать учебу с работой, но абсолютная успеваемость за второй семестр 1945/46 учебного года составляла 98 процентов. 66 студентов учились только на «отлично». Тон задавали бывшие фронтовики В. Антропов, А. Голиков, В. Баутина, А Казанцев, Н. Голов, Б. Войцеховский, Г. Батурин и другие. В «Книге отличников» первыми записаны: А. Д. Шереметьев, Л. Г. Анискин, Б. Н. Пинигин, А. М. Фукс, В. П. Новоселов, Б. А. Магарилло.

О трудностях в учебе и работе вспоминает один из первых выпускников А.П. Песков: «Нас, старшекурсников, было совсем немного. Начинали учебу в Сталинградском институте, поэтому нас сразу перевели на третий курс. Днем работали на заводе. Жили тоже здесь. Вечером, после смены, шли в институт. Маленькие комнатки. Слышно, как в соседней аудитории студенты хором повторяют английские слова. Сквозь фанерную стенку с другой стороны доносится речь лектора. Часто не было света, и тогда зажигали припасенные впрок свечи. И так до одиннадцати-двенадцати часов. Потом пешком, почти через весь город — на завод».

В 1949 году состоялся первый выпуск по специальности «Автомобили и тракторы». В первые годы на факультете очень не хватало преподавателей. Из 85, положенных по штату, на постоянной основе работали только 48. Среди совместителей — 6 из других вузов и 51 с заводов, в основном с базового завода — Кировского-ЧТЗ.