Постановление Совета Народных Комиссаров СССР №1201-361с от 2 ноября 1943 г.

О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-технических кадров для предприятий танковой промышленности

В целях обеспечения заводов танковой промышленности инженерно-техническими кадрами Совет народных Комиссаров Союза ССР

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Разрешить Наркомтанкопрому:

а) организовать в 1943 г. Челябинский механико-машиностроительный институт с размещением его в г. Челябинске в помещениях, занимаемых в настоящее время Сталинградским механическим институтом.

Зам. председателя
Совета Народных Комиссаров СССР А. Вознесенский

Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров СССР Я. Гадаев

Архив ЮУрГУ

 

Первый приказ первого директора

Приказ №1 по Челябинскому механико-машиностроительному институту от 15 декабря 1943 г.

1

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 1943 г. об организации в г. Челябинске Механико-Машиностроительного Института Нар. Комис. Танковой Промышленности. Доверенность Начальника ГУУЗа Наркомтанкопрома от 7/XII – 43 г. за 32/20-94.

Я, Гришин Петр Алексеевич, вступил с 15 декабря 1943 г. в исполнение обязанностей Директора Челябинского Механико-Машиностроительного Института (ЧММИ) Н.К.Танковой Промышленности.

И.О. Директора ЧММИ Гришин

Архив ЮУрГУ. Ф.№1392 (р). Оп.1. Д.1. Л.1.

 

Становление материально-технической базы

Из постановления бюро Челябинского областного комитета ВКП(б) от 21 декабря 1943 г.

…В целях нормального размещения вновь организуемого в г. Челябинске механического института бюро обкома ВКП(б) постановляет:

1. Создать рабочую группу в составе:
Тов. Мороза – зав. отделом школ и вузов обкома ВКП(б);
Тов. Гольдберга – зам. председателя облисполкома;
Тов. Гришина – и.о. директора Челябинского механического института;
Тов. Беспалова – секретарь по идеологии Челябинского ГК ВКП(б) по пропаганде;
Тов. Павлова – председателя Челябинского горисполкома.

2. Обязать директора 8 ГСПИ т. Солина предоставить Челябинскому механико-машиностроительному институту 3 комнаты в здании по ул. Спартак, дом. № … для размещения в них приемной комиссии и развертыванию работ по организации нового набора… .

ОГАЧО. Ф.П-288. Оп.7. Д.79. Л.93.

Из протокола №306 заседания бюро Челябинского областного комитета ВКП(б) от 19 февраля 1944 г.

СЛУШАЛИ: О Челябинском механико-машиностроительном институте.

В целях развертывания работы вновь создаваемого Челябинского механико-машиностроительного института бюро обкома ВКП(б) постановляет:
1. Обязать горисполком т. Павлова:
а) предоставить к 15 февраля 1944 г. ЧММИ 1-й этаж здания 52-й школы для организации учебных занятий института сроком по 1 июля 1944 г.;
б) закрепить за институтом здание бывшей железнодорожной школы
№ 4 в качестве учебного корпуса, по его освобождении Сталинградским механическим институтом;
в) закрепить за институтом квартиры, освобождаемые профессорско-преподавательским составом Сталинградского института в связи с их ре-эвакуацией в Сталинград;
г) выделить к 1 сентября т.г. 8 квартир из фонда городской жилплощади для размещения прибывающего профессорско-преподавательского состава организуемого института.

2. Облисполкому:
а) выделить до 15 апреля т.г. для нужд института 30 ящиков оконного стекла;
б) выделить институту для организации подсобного хозяйства 20 тонн картофеля, 700 кг. гороха, 500 кг. проса, 1800 кг. овса и овощных семян различных культур на 8 га.

3. Просить Наркомтанкопром т. Малышева:
а) выделить в 1 квартале т.г. для организуемого института следующий транспорт:
1) грузовых автомашин ЗИС-5 – 1,
2) легковых -//- – 1,
3) тракторов «Сталинец-60» (дизельмотор) – 1,
4) тракторов НАТИ – 1.
б) обязать начальника Танкоснаба т. Магарилло принять на полное материально-техническое и бытовое снабжение ЧММИ и не позднее 1 марта 1944 г. выделить 200 комплектов постельных принадлежностей, считая в комплекте наволочек – 2, простыней – 2, подушек – 2, матрацев – 1, одеял – 1.
в) обязать начальника Танкоснаба т. Магарилло выделить к 1 марта 1944 г. материалы, необходимые для ремонта учебного помещения, согласно приложению №1.

4. Обязать облторготдел тов. Горева выделить для создаваемого института необходимое учебное оборудование (согласно приложению №2)

5. Обязать областного прокурора т. Шляева принять необходимые меры к освобождению к 1 мая т.г. учебного здания бывшей железнодорожной школы № 4 от жильцов, не имеющих отношения к институту.

6. Принять к сведению заявление директора Кировского завода т. Зальцмана о том, что:
а) инженерно-технические работники Кировского завода, указанные в приложении №3, будут переведены на научно-педагогическую работу в Челябинский механико-машиностроительный институт;
б) инженерно-техническим работникам, указанным в приложении №4, предоставляется возможность в порядке совместительства вести педагогическую работу в институте;
в) рабочие и служащие в количестве 70 человек, зачисленные студентами Челябинского механико-машиностроительного института, освобождаются от работы на заводе с передачей их личных дел институту;
г) в целях обеспечения учебного процесса и укомплектования лабораторий Кировский завод выделяет станочное и лабораторное оборудование, согласно приложению №5;
д) для обеспечения профессорско-преподавательского состава через УРС Кировского завода выделяется в 1 квартале т.г. промтоваров (одежда, обувь) на 20 человек;
е) один из объектов планового жилищного строительства Кировского завода на 7 участке, выполняемый Стройтрестом № 22, предназначается под студенческое общежитие на 250 мест и передается институту.

7. Обязать Стройтрест №22 т. Шильдкрот производство работ по строительству дома Кировского завода, предназначенного согласно заявлению директора завода т. Зальцмана, под общежитие студентов на 250 мест, закончить до 15 июля 1944 г.

ОГАЧО. Ф.П-288. Оп.8. Д.16. ЛЛ.26-27.

Первые здания ЧММИ
Из протокола №319 заседания бюро Челябинского обкома ВКП(б) 15-21 апреля 1944 г.

Слушали: О выполнении решения бюро обкома ВКП(б) от 19.II.-1944 г. «О Челябинском механико-машиностроительном институте» (докл. т. Мороз).

Проверкой установлено, что решение бюро обкома ВКП(б) от 19.II. -1944 г. по развертыванию работы вновь созданного Челябинского механико-машиностроительного института выполняется неудовлетворительно. За период двух месяцев выполнен лишь один пункт решения о предоставлении институту 1-го этажа здания 52-й школы. Остальные пункты решения не выполнены.

Бюро обкома ВКП(б) постановляет:
1. Обратить внимание председателя Челябинского горисполкома тов. Павлова, заместителя председателя облисполкома т. Гольдберга, директора Кировского завода тов. Зальцмана на невыполнение решения бюро обкома ВКП(б) о Челябинском механико-машиностроительном институте, призванном готовить руководящие кадры инженеров машиностроения и танковой промышленности.

2. Предложить директору Кировского завода тов. Зальцману до 15 мая т.г. выполнить параграфы а, в, г, д 6-го пункта решения бюро обкома ВКП(б) об институте, в которых предусмотрено обеспечение института квалифицированными кадрами преподавателей, освободить с производства рабочих завода, зачисленных в институт в число студентов, выделить учебно-производственный и бытовой инвентарь для института.

3. Обязать председателя Челябинского горисполкома тов. Павлова:
а) в 10-ти дневный срок выполнить параграф … пункта 1 указанного решения о закреплении за институтом квартир, ранее занимаемых профессорско-преподавательским составом реэвакуированного Сталинградского механического института
б) к 1-му сентября т.г. предоставить институту дополнительно 8 квартир для размещения прибывающего профессорско-преподавательского состава.

4. Обязать облисполком до 1 мая выполнить 2-й пункт решения бюро обкома ВКП(б), предусматривающий выделение институту 15 ящиков оконного стекла и оказание помощи в развертывании подсобного хозяйства института.

5. Поручить заместителю секретаря обкома ВКП(б) по танковой промышленности т. Малиненко принять необходимые меры к выполнению до 25 мая с.г. 3-го пункта решения обкома от 19 февраля т.г., об укреплении материальной и учебно-производственной базы вновь созданного института.

6. Обязать областного уполномоченного промкооперации т. Лопуховского изготовить для Челябинского механико-машиностроительного института учебное оборудование (согласно приложению).

7. В целях укрепления учебно-производственной, материально-технической и бытовой базы Челябинского механико-машиностроительного института в дополнение к решению бюро обкома ВКП(б) от 19 февраля т.г. провести следующие мероприятия:
а) перевести в здание ЧММИ городскую техническую библиотеку для пользования студентами и преподавателями;
б) просить ОГИЗ (тов. Юдина) оказать содействие в получении учебной и научно-технической литературы для укомплектования библиотеки института;
в) закрепить за институтом квартиры, занимаемые профессорско-преподавательским составом Сталинградского механического института в домах Кировского завода, 78 завода и завода ферросплавов;
г) директору Кировского завода т. Зальцману выделить для профессорско-преподавательского состава института 70 комплектов одежды и возложить на возложить на УКС завода производство ремонта здания школы № 4 – учебного корпуса института;
д) просить народного комиссара танковой промышленности выдать Челябинскому механико-машиностроительному институту целевым назначением 15 металлорежущих станков;
ж) просить Совнарком СССР:
1) ускорить принятие решения о строительстве Челябинского механико-машиностроительного института и выделении фондов на его оборудование;
2) утвердить организацию ОРСа при Челябинском механико-машиностроительном институте, имеющем установленный для открытия ОРСа контингент;
3) ускорить решение вопроса о категории института.

ОГАЧО. Ф.П-288. Оп.8. Д.34. ЛЛ.17-18.

Секретарю обкома ВКП(б) тов. Патоличеву от зав. отделом школ обкома ВКП(б) тов. Мороза 11 января 1945 г.

В 1944 г. Наркоматом танковой промышленности было утверждено строительство лабораторного корпуса Челябинского механико-машиностроительного института объемом в 3 миллиона рублей. Производство работ поручалось приказом Наркомтанкопрома стройтресту №22 в счет капитального строительства Кировского завода. В связи со значительной перегрузкой стройтреста промышленным строительством выполнение работ по лабораторному корпусу было перенесено на 1945 г.

Как выяснилось из беседы с т. Степановым (зам. наркома танковой промышленности по строительству) в этом году Наркомтанкопром включил в титульный список капитального строительства постройку учебного и некоторых вспомогательных корпусов Челябинского механико-машиностроительного института. До сих пор эти объекты не утверждены, так как против них возражает Госплан. Тов. Степанов сообщил, что Наркомат будет упорно настаивать на утверждении указанных объектов строительства (производство работ предлагает возложить на Наркомстрой), но дать полную гарантию за то, что строительство нового института будет утверждено, Наркомат не может.

ОГАЧО. Ф.Р-1392. Оп.12. Д.233. Л.29.

 

Кадры решают всё…

Приказ №2 по Челябинскому механико-машиностроительному
институту от 18 декабря 1943 г.

1
Доцента Булычева Г.И. назначить с 18 / XII – 43 г. зам. директора по учебной работе с окладом согласно штатного расписания.

2
Временно назначить на должность начальника спец.части и кадров ЧММИ т. Ярославцева В.Д. с 18/XII – 43 г. с окладом 900 руб. в месяц.

3
В целях организации и научно-исследовательской работы организовать кафедру «Металловедения и технологии металлов». Руководство кафедрой «Металловедения и технологии металлов» возложить на доцента Булычева Г.И.

4
Во исполнение распоряжения нач. ГУУЗа НКТП обязываю моего заместителя по учебной работе Булычева Г.И.:

1. Объявить набор на курс ЧММИ в областных городах:
А. в Челябинской обл.
Б. в Свердловской обл.
В. в Курганской обл.
Г. в Молотовской обл.
Д. в Уфимской обл.
2. Объявить набор на подготовительные курсы ЧММИ в Челябинской области.
3. Закончить всю подготовительную к приему по новому набору в ЧММИ и на курсы к 29 /ХII – 43 г.

Директор ЧММИ Гришин

Архив ЮУрГУ. Ф.№1392 (р). Оп.1. Д.1. ЛЛ.1-1об.

Приказ №3 по Челябинскому механико-машиностроительному институту от 22 /XII – 43 г.

1
Моего заместителя по учебной работе Булычева Г.И. обязываю к 30/ XII-43 г. составить штатное расписание профессорско-преподавательского состава на 1943-1944 учебный год и представить мне на утверждение. При составлении штатного расписания исходить из 2-х потоков = 250 человек (8 групп).

2
Зачислить т. Гелецкую Т. на должность кассира ЧММИ по совместительству с окладом полставки с 5/I – 44 г.

3
Зачислить тт. Клушина И.Ф. и Ракова с 24/XII-43 г. на должность секретарей приемной комиссии с окладом согласно штатного расписания.

4
Зачислить т. Шкунова с 10/I-44 г. на должность секретаря факультета МТ. Оклад согласно штатного расписания …

Директор ЧММИ Гришин

Архив ЮУрГУ. Ф.№1392 (р). Оп.1. Д.1. ЛЛ.1об.-2.

Приказ №4 по Челябинскому механико-машиностроительному институту от 20 февраля 1944 г.

В соответствии с учебным планом на 1943-1944 г. установить следующие штаты и оклады профессорско-преподавательскому составу ЧММИ:

Директор ЧММИ Гришин

Архив ЮУрГУ. Ф.№1392(р). Оп.1. Д.1. ЛЛ.2-4.

Первые профессора ЧММИ

 

Первые выпускники ЧММИ

Выписка из протокола № 1 заседания Государственной Экзаменационной Комиссии Челябинского механико-машиностроительного института НКТП от 27 июня 1944 г.

Председатель ГЭК: инженер Хайт
Члены ГЭК: профессор Рабинович, профессор Чернобыльский, доцент Шифрин, доцент Королев и директор ЧММИ Хмельницкий.
Слушали: Защиту дипломного проекта студента Павлова на тему: «Проектирование механосборочного цеха для изготовления бортредукторов танков ИС»

Отзыв консультанта (доцент Шифрин): т.Павлов владеет в должной мере знаниями и производственными навыками, чтобы получить звание инженера-механика. Проект выполнен на «отлично».
Заключение рецензента (профессор Рабинович): Проект носит вполне производственный характер, свидетельствует о зрелости и достаточном объеме инженерных знаний.
Дипломанту т. Павлову были заданы членами ГЭК и присутствующими следующие вопросы: 1. Какова трудоемкость узла… ? 2. Нормативные положения в расчете …? 3. На каком станке производится сверление…? 4. На чем производится обдирка… ? 5. Из какого материала изготовлен корпус расточного приспособления …? … 18. Способ технического контроля…? … на которые тов. Павлов дал положительные ответы.

ПОСТАНОВИЛИ:
На основании защиты тов. Павлова дипломного проекта, отзывов консультанта доц. Шифрина и рецензента пр. Рабиновича, ответов дипломанта на заданные вопросы, признать защиту проведенной с оценкой «отлично».
Тов. Павлову присвоить звание инженера – механика.

ОГАЧО. Ф.Р-1392. Оп.1. Д.2. Л.1.

 

И.М. Хмельницкий – второй директор ЧММИ

Секретарю по кадрам Челябинского обкома ВКП (б)

Копия: тов. Гришину (Сталинград, 24, до востребования).

Всесоюзный Комитет по делам высшей школы при СНК СССР сообщает, что Наркоматом Танковой промышленности назначен директором Челябинского Механико-машиностроительного института тов. ХМЕЛЬНИЦКИЙ, который в ближайшие дни приедет к месту работы.

В отношении тов. Гришина Наркомат решил оставить его на работе в Сталинградском механическом институте.

Начальник отдела кадров ВКВШ Михайлов
18 мая 1944 г.

ОГАЧО. Ф.288. Оп.70. Д.4143. Л.8.

АВТОБИОГРАФИЯ И.М. Хмельницкого

Родился в селе Коробчино, Новомиргородского района, Кировоградской области 20 февраля 1899 г. в семье крестьянина-бедняка Хмельницкого Михаила Моисеевича. Мой отец умер в июне 1915 г., мать, Хмельницкая Матрена Андреевна, в настоящее время находится на иждивении сына, Хмельницкого Филиппа Михайловича, реэвакуировавшегося из г. Чистополя в г. Кировоград, ныне работающего заведующим хирургическим отделением в рабочей больнице.

В 1912 г. окончил земскую школу и до 1920 г. работал в хозяйстве отца. Недостатки в хозяйстве вынудили меня уходить на сезонные работы в помещичьи экономии.

В 1920 г. поступил работать в уездный политпросвет г. Кировоград уполномоченным по распространению литературы и организации хат-читален по селам. Одновременно работал в органах ЧК. Проработав на этой работе до мая месяца 1921г, ушел в связи с избранием меня секретарем вопартячейки в с. Коробчино Новомиргородского района, Кировоградской области. Будучи секретарем волпартячейки, организовал в с. Коробчино ячейку ВЛКСМ. Проработал на этой должности до марта 1922 г. В марте 1922 г. ушел в Красную Армию, служил в 164 пехотном полку 30-й Иркутской дивизии рядовым в г. Мелитополе. Демобилизовался из армии, был избран в марте месяце 1923 г. председателем комитета незаможных селян в с. Коробчино. Проработал на этой должности до марта месяца 1924 г., после чего меня избрали председателем сельского совета в с. Софиевка Новомиргородского района и членом райисполкома, где я работал до января 1925 г.

… В августе месяце 1925 г. решением новомиргородского райпарткома меня командируют в г. Кировоград в окружную двухгодичную совпартшколу, где проучился до июня месяца 1927 г. … По окончании школы кировоградским окрпарткомом был направлен в окрисполком на должность инструктора (г. Кировоград), где проработал до августа 1930 г.

В августе 1930 г. кировоградским окрпарткомом был командирован на учебу в г. Николаев в кораблестроительный институт. Институт окончил в январе 1936 г., получив звание инженера-кораблестроителя. По окончании института НКСП командировал меня на завод №200 (г. Николаев). С февраля месяца 1936 г. по март месяц 1939 г. я работал строителем кораблей эсминцев, а с марта 1939 г. до самой эвакуации я работал начальником корпусного цеха. Будучи начальником цеха, внес рационализаторское предложение по постройке эсминцев с экономией 460 000 руб. С августа 1941 г. НКСП меня направил работать в Сталинград на з-д № 264 начальником цеха №270, где я проработал до эвакуации з-да №264. После эвакуации з-да распоряжением НКТП был направлен в в Нижний Тагил на з-д №183, где работал начальником цеха №750 с октября 1942 г. по май 1944 г.

С мая месяца 1944 г. приказом наркома танковой промышленности назначен директором Челябинского механико-машиностроительного института, где работаю до настоящего времени.

В кандидаты в ВКП(б) я вступил в 1921 г. в мае. В 1922 г. проходила всероссийская перепись членов партии. Будучи три месяца болен, я не смог пройти ее и по этой причине механически выбыл из кандидатов. Членом ВКП(б) состою с 1926 г. с мая. В период пребывания в кораблестроительном институте я был три года секретарем факультетской партячейки, членом партбюро института и одновременно читал лекции по политэкономии; был директором филиала Одесского института повышения квалификации хозяйственников и внештатным докладчиком Николаевского обкома ВКП(б) по международному положению.

Во время пребывания в совпартшколе был членом горсовета в г. Кировоград.

Работая начальником цеха на з-де №264 в г. Сталинград, за успешное освоение и выпуск танков награжден правительством СССР медалью «За трудовое отличие».

16 июля 1944 г.

ОГАЧО. Ф.288. Оп.70. Д.4143. ЛЛ.5-7.

 

Трудности первых лет

Из протокола №5 заседания Совета Челябинского механико-машиностроительного института от 29 сентября 1944 г.

СЛУШАЛИ: Доклад зам. директора по НУР проф. Рабиновича о подготовке к новому учебному году и указания ГУУЗа НКТП о недочетах в работе института за прошлый семестр.

В предыдущем учебном семестре ЧММИ находился в очень тяжелом положении из-за отсутствия помещения и материальной базы. В результате настойчивой работы Дирекции и всего коллектива института, мы подходим к новому учебному году со следующими показателями:

1. Помещение для учебных занятий на ул. Спартак 44 подготовлено: имеется 14 аудиторий и 24 комнаты под лабораториями, кабинетами и службами.
2. Заводом предоставлен новый дом на 7-м участке под общежитие для студентов на 250 мест.
3. Студенческий коллектив ЧММИ на 1944/45 уч. год складывается из 28 гр. Дневного отделения и 8 групп вечернего отделения.
4. Почти полностью укомплектованы кадры профессорско-преподавательского персонала. Привлечены к работе в ЧММИ: зав. кафедрой Танков – тов. Духов и ряд сотрудников этой кафедры – проф. Харитончик, доцент, кандидат технических наук Старченко, кандидат технических наук Венцель и др. По сути организованы 3 новых кафедры: танков, автомобилей и тракторов и обработки металлов давлением. Еще не ясно с комплектованием кафедры основ марксизма-ленинизма, но все же очевидно, ко 2/Х и этот вопрос будет решен.
5. Лучше положение и с учебным оборудованием: изготовлено 300 учебных столов, 500 табуреток, 50 чертежных досок, 15 классных досок и пр. Подготовлено и развертывание общежития: изготовлено 100 кроватей, 100 тумбочек, имеется 300 матрацев и пр.
6. Более серьезно, чем раньше подготовились и кафедры. Почти по всем кафедрам имеются рабочие учебные планы, планы методической работы кафедр. Не выполнили этой работы кафедра графики, кафедра основ марксизма-ленинизма, кафедра обработки металлов давлением (она недавно была организована). Следует отметить хорошую работу кафедр математики и иностранных языков по комплектованию кадров, работу кафедры химии по подготовке лаборатории, кафедры технологии металлов по составлению планов работы.
7. Подготовлено расписание по всем курсам и факультетам.

В наступающем учебном году следует исправить ряд недочетов в работе, кои имели место ранее. Большинство недочетов обсуждалось в ГУУЗе по моему отчетному докладу о работе ЧММИ в 1943/1944 уч. году.

Перечислю основные указания ГУУЗа и ВКВШ:
А) демобилизационное настроение (Болбот)
Б) необеспеченность кадрами кафедры Танков -//-
В) использование студентов на административной работе -//-
Г) отсутствие рабочих учебных планов (Болбот)
Д) отсутствие практики 2 и 3 курсов -//-
Е) сдвоенные часы в расписании -//-
Ж) слабая посещаемость -//-
З) отсутствие методической работы -//-
И) отсутствие постельных принадлежностей -//-
К) невыполнение учебных планов по физике и химии (Слонов)
Л) слабая работа вечернего отделения -//-
М) потеря квалифицированных кадров (Тамбовцев)
Н) слабая работа коллектива -//-
О) плохая явка на экзамены -//-
П) слабая реализация возможностей по получению оборудования от завода…

Указания ГУУЗа правильны, эти недочеты нужно исправить, но этих недочетов не могло не быть, ибо ЧММИ, начиная работу, ничего не имел, ни кадров, ни помещения, ни материальной базы, не даже Директора и потому, за короткий период своего существования не имел возможности решить одновременно все вопросы.

Ближайшие задачи, стоящие перед кафедрами, учебной частью, Дирекцией и всем коллективом ЧММИ:
1. Организация лабораторий
2. Составление деканами графика самостоятельной работы
3. Составление планов развертывания ЧММИ для СНК СССР
4. Организация хвостовой экзаменационной сессии
5. Укрепление дисциплины
6. Выпуск сборника
7. Прием аспирантуры
8. Разработка планов исследовательских работ

В прениях выступили: Королев, Лесохин, Кунин, Булычев, Шифрин, Фрайфельд, Кулешов, Фурманов, Ясногородский, Соколов, Хмельницкий.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Считать основными задачами в 1944/45 учебном году:
а) повышение учебной и трудовой дисциплины,
б) организацию лабораторией и кабинетов,
в) усиление организационной роли деканов и учебной части
г) ликвидацию оставшейся от прошлогодней экзаменационной сессии академической задолженности в течение октября месяца
д) увеличение внимания к вечернему отделению, для чего просить ГУУЗ НКТП разрешить назначить декана и секретаря вечернего отделения
е) наладить выпуск бюллетеня научно-исследовательских работ ЧММИ с подготовкой первого выпуска к концу октября месяца
ж) наладить работу с аспирантами, провести качественный прием и разработку индивидуальных учебных планов и диссертационных тем, просить ГУУЗ и ВКВШ, увеличить прием аспирантов по кафедрам танков, двигателей внутреннего сгорания и технологии машиностроения, установив общее число аспирантов в 20 человек
з) разработать в течение октября месяца план развертывания (строительство и оснащение) института
и) разработать план научно-исследовательских работ на 1945 г. с учетом запросов заводов Наркомтанкопрома и, в первую очередь, Кировского завода
к) произвести замену секретарей деканатов и, по возможности, других сотрудников института студентов штатными сотрудниками.

2. Ознакомившись с указаниями ГУУЗ НКТП на недостатки работы ЧММИ по отчетному докладу зам. директора по НУР проф. Рабиновича, Совет считает их в основном, правильными и подлежащими устранению в 1944/45 учебном году. … Одновременно совет считает необходимым отметить, что ввиду исключительно тяжелых условий, в которых находился ЧММИ в прошлом семестре (отсутствие подходящего помещения, учебного оборудования, лабораторий, учебников и пр.) к оценке работы института не следует подходить с обычной мерой.

Основной заслугой Института является то, что при всех неблагоприятных обстоятельствах, занятия не прекратились ни на один день, экзаменационная сессия прошла, в основном удовлетворительно, были сохранены студенческие и преподавательские кадры, и ЧММИ стал в ряды действующих машиностроительных ВУЗов СССР.

Директор ЧММИ Хмельницкий
Ученый секретарь Фельдблюм

ОГАЧО. Ф.Р-1392. Оп.1. Д.15. ЛЛ.10-13

Докладная записка о состоянии учебной и политико-массовой работы в Челябинском механико-машиностроительном институте Наркомтанкпрома СССР. 1945 г.

Секретарю Челябинского обкома ВКП(б) Тов. Патоличеву Н.С.
Секретарю обкома ВКП(б) по кадрам тов. Князеву С.Ф.

Комиссия обкома ВКП(б) в составе: зав. сектором кадров народного образования обкома ВКП(б) Емельянова, зав. сектором пропаганды обкома ВКП(б) Слепухина, инструктора оргинструкторского отдела ВКП(б) Самсонова, секретаря Советского райкома ВКП(б) г.Челябинска Свежияниновой, инструктора горкома ВКП(б) Разиной, секретаря обкома ВЛКСМ Зверева и секретаря парторганизации Челябинского мединститута Баталина провела проверку состояния работы Челябинского механико-машиностроительного института, в результате чего сообщает:

Общая характеристика института.
Челябинский механико-машиностроительный институт создан по представлению Челябинского обкома ВКП(б) на базе реэвакуированного Сталинградского механического института в феврале месяце 1944 г., который частично передал Челябинскому механико-машиностроительному институту контингент студентов II,III,IV и V курсов в количестве до 200 человек.

Из большого количества научных работников реэвакуированного института в Челябинске остались лишь единицы (проф. Рабинович, доц. Двораковский, ст. преподаватель Фельблюм). Из учебного оборудования Сталинградским механическим институтом ничего не было передано.

Для размещения института Челябинским горсоветом в сентябре 1944 г. было представлено здание, принадлежащее Челябинскому горторгу (3-х этажное здание специального назначения). Полученное здание ни в коей мере не отвечает учебным целям и не вмещает всех учебных групп – всего имеется 14 аудиторий, небольшой физкультурный зал и несколько служебных комнат. Из-за большого недостатка учебной площади институт не имеет возможности организовать учебные кабинеты и лаборатории, в результате этого практические занятия студентов проводятся в лабораториях Кировского завода, заводов 100 и 200, института механизации с.х-ва и пединститута, находящихся от основного учебного здания института на большом расстоянии, что создает большие трудности.

ЧММИ должен в 1945 г. принять на первый курс 375 чел. студентов (20 академических групп) и будет насчитывать более 50 учебных групп. Разместить их в имеющемся помещении не представится возможным. Институт стоит под угрозой свертывания своей работы.

Институт не имеет своих помещений для общежитий студентов. Решением горсовета в 1944 г. институту под общежитие студентов было передано здание по ул. Ленина д.1-а на 100 мест, но жильцы, занимавшие это здание, горсоветом не переселены, в результате в здании размещено только 25 студентов. Кроме этого, Кировский завод передал институту вновь выстроенный барак на 7-м участке ЧТЗ на 150 мест, который институтом освоен. Эти переданные институту во временное пользование здания не обеспечивают потребность в общежитии для студентов даже в текущем учебном году.

Вопрос о строительстве Челябинского механико-машиностроительного института поставлен перед Правительством. Наркомату танковой промышленности СССР дано указание составить проект учебного корпуса, лабораторий, общежитий и дома для профессорско-преподавательского состава, исходя из перспективного пятилетнего роста института с увеличением контингента студентов до 4 тыс. человек и с расчетом окончания строительства в 1950 г. Вопрос о строительстве еще не решен ни в одной инстанции.

В связи с этим немедленно должен быть поставлен вопрос о подыскании для института дополнительного учебного здания на 20-30 аудиторий и студенческого общежития на 200-300 мест.

В течение 1944/45 уч. года институтом приобретено много учебного оборудования, инструментов, станков, моторов и т.д., но все это не используется из-за отсутствия необходимой площади, где можно было бы разместить это оборудование, что сильно отражается на усвоении студентами изучаемых курсов.

В библиотеке института насчитывается 9612 томов. Из-за сильной стесненности и непригодности помещения хранение книг поставлено неудовлетворительно, много книг пришло в негодность. По некоторым дисциплинам институт совершенно не имеет литературы (нет учебника английского языка, учебник немецкого языка имеется только в количестве 6 шт., учебники по гидравлике, деталям машин, сборники задач по теоретической механике имеются в 1 экз. каждый, нет учебников по теории механики и машиностроению. В институте нет полного комплекта собрания сочинений В.И. Ленина, К. Маркса и Энгельса и т.д.). Наркомат утвердил незначительные суммы для пополнения библиотеки (всего 21 тыс. руб.).

Своего подсобного хозяйства институт не имеет. Студенты питаются исключительно только за счет фондов, отпускаемых по карточкам.

Контингент студентов и укомплектованность кафедр профессорско-преподавательским составом.
Механико-машиностроительный институт имеет в своем составе танковый, механико-технологический факультеты, вечернее и подготовительное отделения.

1. Танковый факультет

2. Механико-технологический факультет

3. Вечернее отделение

4. Подготовительное отделение

В течение 1944/45 учебного года из института было отчислено со всех курсов 72 чел. по следующим причинам: не освобождение от работы на предприятиях – 33 чел.; перемена места жительства – 18 чел.; непосещение занятий – 19 чел.; уход в РККА по собственному желанию – 1 чел.; болезнь – 1 чел.

В 1944/45 учебном году институт укомплектовался за счет нового набора удовлетворительно. Из 587 подавших заявления выдержали испытания и были зачислены в институт 453 человека. Готовятся на подготовительном отделении для поступления в институт в 1945 г. – 231 человек. Все это указывает на большую тягу молодежи получить высшее техническое образование. Кроме этого нужно отметить, что имеется большое число практических работников заводов, желающих получить высшее образование без отрыва от производства.

В институте обучается 56 инвалидов Отечественной войны.

Педагогические кадры института по своему количеству и составу характеризуются следующими данными:

Комиссия отмечает, что в институте очень мало штатных научных работников, большинство из них находится на основной работе на Кировском заводе, заводах 100, 200 и в институтах города, а в механико-машиностроительном институте работают только по совместительству. До сих пор все ведущие кафедры института возглавляются совместителями. Так из 20 заведующих кафедрами 15 совместителей, из 4 профессоров, работающих в институте, 3 являются совместителями, из 12 доцентов – 11 совместителей, из 40 старших преподавателей – 21 совместитель. Из 69 человек профессорско-преподавательского состава 37 совместителей. Это не дает институту возможности в полной мере повысить требования к профессорско-преподавательскому составу по поднятию идейно-политического уровня лекций, семинарских занятий, по организации и повышению качества научно-исследовательской работы, работы кафедр и по усилению контроля за работой студентов. Правда, по своей теоретической и деловой квалификации совместители удовлетворяют требованиям вуза, но по своей занятости они не имеют возможности нормально готовить и вести соответствующие курсы в институте и часто срывают занятия.

Учебная часть института руководящими работниками не укомплектована. Деканаты укомплектованы руководящими квалифицированными работниками только в последнее время, кроме механико-технологического факультета, где деканом работает совместитель.

Должности заместителей директора института по хозяйственной части, начальника спецотдела, начальника ОРСа и ряд других ответственных должностей замещены студентами, не имеющими опыта работы и не справляющимися с возложенными на них задачами.

Трудовая дисциплина низшего обслуживающего персонала стоит на неудовлетворительном уровне. Учебное здание, кабинеты, общежития студентов находятся в запущенном состоянии (в здании грязь, беспорядок).

Учебно-производственная работа.
Институт в своем составе имеет два факультета дневного отделения: готовит инженеров танкостроения и инженеров механиков-технологов машиностроения. Вечерний факультет готовит инженеров механиков-технологов машиностроения.

Несмотря на ряд трудностей (отсутствие учебного помещения, лабораторий и общежитий, которые институту были предоставлены только в конце сентября 1944 г.), институт своевременно (2.Х.1944 г.) начал учебные занятия, удовлетворительно укомплектовал основные кадры квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Это позволило в первом семестре 1944/45 уч. года полностью выполнить учебный план. Исключением из этого являются кафедра основ марксизма-ленинизма, которая не выполнила учебный план первого семестра на 397 часов и кафедра иностранных языков, недовыполнившая учебный план первого семестра на 150 часов; эти кафедры несвоевременно были укомплектованы кадрами преподавателей.

В результате этого по кафедре основ марксизма-ленинизма на II семестр составлен переходный план с расчетом возмещения пропущенных часов.

В первом семестре 1944/45 уч. года в сравнении с прошлым годом резко повысилась успеваемость студентов. Если абсолютная успеваемость студентов в весенней экзаменационной сессии 1944 г. по танковому факультету составляла 67%, а по механико-технологическому факультету составляла 61%, то в зимнюю сессию 1945 г. успеваемость соответственно составляет 83% и 87%. Явка студентов на зимнюю сессию также повысилась.

Качественная успеваемость студентов выражается в следующих данных: отлично 25,6%, хорошо 37,3%, всего 62,9%. Студентов, получивших только отличные оценки в зимнюю сессию 50 человек, что составляет 8,7%, отлично и хорошо 135 человек или 22%. Нужно сказать, что студенческий коллектив по своему составу в массе своей вполне подготовлен для освоения программного материала высшего учебного заведения.

Этих успехов институт добился благодаря хорошей работе большинства кафедр института. Работая в трудных условиях при отсутствии учебников, наглядных пособий, лабораторного оборудования отдельные кафедры силами преподавателей и лаборантов много сделали для устранения подобных трудностей. Так, например, кафедра иностранных языков (зав. кафедрой тов. Эрив) стенографировала лекции преподавателей и размножала их на ротаторе, составляла специальные методические разработки по проведению занятий, в результате чего добилась удовлетворительной успеваемости студентов. Кафедра технологии машиностроения (зав. кафедрой, доцент Шифрин) создала хороший кабинет, где имеются чертежи всех моделей танков, которыми студенты могут пользоваться по мере их надобности. Кафедра теории резания (зав. кафедрой, доцент Королев) создала хороший кабинет, изготовила необходимые чертежи станков, деталей, инструментов, которыми студенты пользуются при проведении практических работ. Военная кафедра (начальник военной кафедры полковник Соколов) приобрела необходимое учебное оборудование, организовала кружок автодела, где занимаются 70 студентов. Хорошо работают кафедры математики, химии, деталей машин, станков, танков, кафедра механики и др.

Профессорско-преподавательский состав тесно связан с танковыми и др. машиностроительными заводами г. Челябинска и др. городов Союза своей практической работой, и это дает возможность в читаемых и теоретических курсах знакомить студентов с последними новинками танкостроения.

Нужно считать, безусловно, положительной организацию в институте научно-популярных студенческих кружков, работающих под руководством заведующих кафедрами. Таких кружков в институте организовано 5: кружок химии, с охватом 20 человек; физики – 20 чел., автодело – 70 чел., двигатели – 5 чел. и кружок математики.

Несмотря на то, что в течение 1944/45 уч. года дирекцией института была проделана большая работа по организации профессорско-преподавательского и студенческого состава на выполнение учебного плана и повышение качества работы кафедр, руководящую роль в организации учебно-производственной работы играют зав. кафедрами и заместитель директора по научно-учебной работе. Деканаты и учебная часть института почти совершенно не работают. Учебная часть института вместо действительного руководства работой по существу ограничивалась лишь составлением расписаний занятий и формальным контролем за его выполнением, а деканаты проводили статистический учет успеваемости студентов и посещаемости ими занятий. Основные вопросы руководства методической работой кафедр, контроль за работой преподавателей, обеспечение учебно-наглядным оборудованием кафедр, вопросы воспитания и налаживания общей дисциплины студенчества не стояли в центре их внимания.

Этим объясняется систематический срыв занятий преподавателями-совместителями, в результате чего группы и целые потоки прогуливали, а учебная часть и деканаты не принимали мер к замещению пропущенных часов. Так, например, в первом семестре 1944/45 уч. года преподавателями было пропущено 806 часов и только 184 часа было замещено другими преподавателями, а во втором семестре 1944/45 уч. года уже сорвано 214 часов и только 46 замещено. В учебной части и деканатах не установлен твердый порядок, обеспечивающий 6 часовую работу студентов.

Преподаватели, не имеющие возможность явиться на занятия, не ставят в известность об этом учебную часть, а последняя не принимает мер к замещению сорванных лекций. Чаще всего учебная часть узнает об этом только тогда, когда занятия уже сорваны. Из имеющегося учета срывов занятий по причинам неявки преподавателей на занятия видно, что почти ежедневно прогуливают от 3 до 17 групп. Так, например, 2.XI. – 11 групп пропустили 24 академических часа, 3.XI. – 16 групп пропустили 34 академических часа, 23.XI. – 19 групп пропустили 38 академических часов, 14.XII. – 7 групп пропустили 14 академических часов и т.д.

Комиссией отмечены случаи совершенно неоправданных неявок преподавателей на занятия, так, например, преподаватель физкультуры тов. Розенгауз 15.III. 45 г. не явился на занятия без всякой причины; преподаватель основ марксизма-ленинизма тов. Евстихова 17.III. – опоздала на занятия без всякой причины и группа была распущена; 29.1. – преподаватель основ марксизма-ленинизма тов. Принуметан по неизвестной причине не явился на занятия; 13.1. – преподаватель основ марксизма-ленинизма тов. Коколева с занятий была вызвана в обком ВКП(б) и т.д. Со стороны дирекции никаких мер принято не было к преподавателям, нарушающим трудовую дисциплину.

В значительной степени этим же можно объяснить совершенно неудовлетворительное состояние посещаемости студентами лекций и практических занятий. Только в первом семестре 1944/45 уч. года по институту было 4483 чел./дней пропусков, из них только 832 чел./дня пропустили по уважительной причине. Опоздания студентов на занятия и самовольный уход с занятий вызывают постоянные нарекания преподавательского состава. Строгий учет посещаемости занятий студентами ведется нерегулярно. Неудовлетворительное состояние академической дисциплины подтверждается еще следующими фактами: накануне праздников 7.XI. и 1.I. и после этих праздников занятия во всех трех сменах проходили с 50% явкой студентов, а в некоторых группах совершенно не проводились занятия из-за неявки студентов. Имели место случаи неявки студентов на занятия к преподавателям т. Двораковскому (8.1.-45 г.), т. Плеска (8.1.-45 г.), к преподавателю т. Коваль (11.1.-45 г.), к преподавателю т. Губницкому (3.IV.-45 г.).

В связи с тем, что институт имеет в своем учебном здании только химическую и физическую лаборатории и слесарную мастерскую, практические занятия приходится выносить в лаборатории заводов и институтов. На договорных началах институт пользуется лабораториями заводов 100, 200. Кировского завода, института механизации с.х-ва и пединститута. Все эти лаборатории имеют хорошее оборудование и вполне отвечают программным требованиям механико-машиностроительного института, но единственным неудобством и трудностью для института является их отдаленность от учебного корпуса, в результате чего у студентов и преподавателей, ведущих практические занятия, тратится много времени.

Учебно-производственная практика и дипломное проектирование студентов старших и выпускных курсов проводится в строгом соответствии с учебным планом института на базе Кировского заводе и вполне отвечает требованиям программы.

Комиссия отмечает, что необходимого контроля со стороны учебной части, деканатов и общественных организаций за самостоятельной работой студентов в институте не налажено. Условий для самостоятельной работы не создано. Имеющаяся читальная комната не оборудована. На день прихода комиссии обкома ВКП(б) в ней находился один стол и 2 табуретки.

В студенческих общежитиях условий для самостоятельной работы студентов так же не создано: в них не достает табуреток, не налажено электроосвещение, грязь и шум. … Библиотека не может удовлетворить потребности учебного процесса из-за недостатка учебной литературы и совершенного отсутствия книг по некоторым дисциплинам. Учебные кабинеты необходимой литературой не располагают.

Работа кафедры основ марксизма-ленинизма.
Кафедра основ марксизма-ленинизма долгое время была без руководителя. Это не могло не сказаться отрицательно на работе кафедры и ее роли в институте. Тов. Лашин начал заведовать кафедрой с декабря 1944 года. До этого времени в институте преподавание основ марксизма-ленинизма было организовано лишь на 1 курсе. Кафедра поэтому направила все свое внимание на обеспечение преподавания основ на всех курсах, с этой работой кафедра справилась. Основы марксизма-ленинизма преподаются на всех курсах, срывов занятий нет.

Кафедра укомплектована преподавателями, которые являются преимущественно совместителями, из 8 преподавателей – 6 совместителей. Последнее составляет особую трудность организации работы кафедры. В течение года кафедра провела 4 заседания с обсуждением выполнения учебного плана, плана семинарских занятий и др. вопросов работы кафедры. Кафедра не имеет собственного помещения. Она размещена в кабинете основ марксизма-ленинизма. Кабинет марксизма-ленинизма очень плохо оборудован и не приспособлен для работы студентов. Учебный процесс, как по основам марксизма-ленинизма, так и по политэкономии построен организационно правильно, однако, в методике самого преподавания имеется ряд недостатков.

Лекции по основам марксизма-ленинизма читают тт. Лашин и Коколева. Тов. Коколева недостаточно глубоко освещает узловые вопросы тем. Например, 6.VI.1945 г., когда т. Коколева за один час бегло прочитала материал на тему «Общественное бытие и общественное сознание», отдельные вопросы темы были рассмотрены т. Коколевой поверхностно. Такой поверхностный подход к теме не вызвал интереса у некоторой части слушателей. Вторая лекция т. Коколевой об условии развития материальной жизни общества прошла значительно лучше. Методика проведения данных лекций не обсуждалась на кафедре.

Преподаватель по политэкономии т. Коколева является более зрелым педагогом. Его лекция, посвященная капиталистическому воспроизводству и экономическим кризисам, была методически хорошо оформлена, иллюстрирована таблицами. Студенты слушали лекцию с большим интересом.

Преподаватель Акимов семинарские занятия по 2 разделу 14 главы Краткого курса истории ВКП(б) проводит на низком идейно-теоретическом уровне. Семинар по вопросу о переходе количественных изменений в качественные, тов. Акимов начал без вступительных замечаний. Он вызвал четырех студентов (тт. Кобелева, Малышева, Репину, Гуревича), которые путано и неправильно на протяжении двух часов говорили о количественных изменениях. Тов. Акимов не поправлял ошибки студентов, но иногда вставлял свои совсем неправильные замечания. Он, например, утверждал, что существуют скачки со взрывами и без взрывов. Тов. Акимов переход общества от одного качественного состояния в другое объяснил студентам, как единый взрыв, а не как процесс, ряд скачкообразных изменений.

В беседе с тов. Акимовым выяснилось, что материал, с которым он выступает на семинарах, не проверяется кафедрой. Студенты жаловались, что т. Акимов не дает им того, что требуется на семинарах по марксизму-ленинизму, потому у них нет интереса к этим занятиям и они как следует не готовятся к ним.

Самостоятельная работа студентов организована плохо. С одной стороны, библиотека располагает незначительным фондом книг, с другой – кафедра недостаточно контролирует студентов и не создала условий для хорошего усвоения материала. Недостаточно контролируется работа преподавателей. Как руководитель кафедры, так и представители дирекции редко бывают на занятиях преподавателей основ марксизма-ленинизма. Посещаемость лекций и семинаров низкая. (Посещаемость лекций около 70-80%, семинаров 40-50%).

Текущая успеваемость студентов по основам марксизма-ленинизма также сравнительно низкая. Некоторые студенты не получили зачета за прошлый семестр, таких студентов около 40.

Кафедра оказывает недостаточное влияние на работу других кафедр и не принимает необходимого участия в политико-массовой работе института. Она не принимает участия в работе с агитаторами групп и в организации политучебы для преподавательского состава.

Вопросы научно-исследовательской работы.
Несмотря на непродолжительный срок своего существования, институт имеет некоторые достижения в постановке научно-исследовательской работы. Это нашло свое отражение в том, что институт за 1944 г. в результате выполнения плана научно-исследовательских работ подготовил и сдал в печать первый сборник трудов института. Сборник объемом в 12–14 печатных листов уже принят к изданию и выйдет из печати в ближайшее время.

План научно-исследовательской работы на 1944/45 уч. год подготовлен научно-учебной частью и утвержден ученым советом своевременно. Он состоит из 39 работ, куда входит 9 кандидатских диссертаций. Абсолютное большинство тем носит прикладной характер. Недостатки плана выражаются в том, что в нем слабо представлены некоторые кафедры, в частности, кафедра математики (1 тема методического характера).

Совершенно не представлена кафедра основ марксизма-ленинизма. В план включены и такие темы, которые выполняются совместителями в силу обязанностей по месту их основной работы, где они в свою очередь тоже запланированы.

Обращает на себя внимание невыполнение в сроках, а в отдельных случаях и срыв некоторых тем, причем особых причин к этому у ряда работников не имеется. Например, доцент Двораковский не выполнил одну из тем за 1944 г., не выполняет он эту работу и в текущем году.

Здесь же необходимо отметить, что институт совершенно не имеет базы для научно-исследовательской работы. Вся экспериментальная часть исследований проводится на заводах. Это значительно осложняет работу, не дает возможности установить строгий контроль за ходом выполнения каждой темы. Подобное положение с лабораторной базой особенно отзывается на постановке работы с аспирантами.

Всего в институте 7 аспирантов. Работа их проводится по индивидуальным планам. Даже язык они изучают индивидуально, хотя по степени подготовки они в большинстве своем требуют групповых занятий, что до сих пор не организованно. Не проводится с аспирантами и обзорных лекций по узловым теоретическим проблемам, что особенно важно в Челябинске, где крайне недостаточно монографической литературы. Характер подготовки аспирантов сводится к экспериментальной работе их на заводах. Лишь по философии (по основным вопросам) им читают лекции 1 раз в месяц. Все это объясняется не только условиями, но и отсутствием внимания со стороны ученого совета и научно-методической части к работе аспирантов, к выполнению приказа ВКВШ по этому вопросу.

… Заслуживает внимания большая работа института с техническими кадрами заводов. До 70 инженеров под общим руководством работников института профессоров Рабиновича, Нессемштраус и доцента Харитончик сдают кандидатский минимум или готовят диссертации. Для них по указанию института организовано 11 групп по изучению иностранного языка. Они включены в философский семинар аспирантов. Эта работа положительно оценивается Кировским и другими заводами.

Нельзя обойти молчанием отношение Наркомтанкопрома к научно-исследовательской работе института. С одной стороны, он проявляет интерес к этому делу, требует планы, утверждает их и выделяет необходимые на их реализацию суммы. С другой стороны, не высылает институту утвержденных ассигнований. Так, в этом году часть плана уже утверждена. (План рассматривается по специальностям). Утверждены и ассигнования на его реализацию в сумме 180 тыс. рублей (всего проектируется 250 тыс. рублей). Но до сих пор Наркомат не выслал институту ни одного рубля. Это ставит под угрозу срыва всю научно-исследовательскую работу института. В частности, работу аспирантов.

Еще более странное положение с хозрасчетными научно-исследовательскими работами. Все эти работы приняты и утверждены соответствующими Наркоматами. Предприятия перевели утвержденные по каждой работе суммы (всего на 180 тысяч рублей). Утверждение Наркомтанкопромом этого раздела плана научно-исследовательских работ имеется, но нет от Наркомата необходимой для получения этих сумм справки. Институт неоднократно напоминал об этом Наркомату, но все напоминания и запросы ни к чему не привели. …

Внутрипартийная работа.
На учете в парторганизации института состоит 32 коммуниста. Из них 18 членов и 14 кандидатов в члены ВКП(б). Членов ВКП(б) имеющих высшее образование 8 человек, среднее 9 человек, незаконченное среднее 1 человек. Все кандидаты имеют среднее образование. Членов ВКП(б) с 1928 по 1943 г. 8 человек и с 1944 г. – 10 человек.

Из этого видно, что состав парторганизации по стажу молодой. Секретарь парторганизации т. Двораковский обязан был развернуть работу с молодыми коммунистами, но эта работа не проводилась. Большинство коммунистов даже не имеют партийных поручений.

Ни одного раза молодых коммунистов не собирали и с ним не беседовали. Весной прошлого года т. Двораковский попытался создать кружок по изучению книги товарища Сталина о Великой Отечественной войне Советского Союза, а кафедра основ марксизма-ленинизма организовала консультацию, но этот кружок распался.

Далеко не достаточно т. Двораковский занимался ростом рядов партии. Институт располагает большой базой роста партийной организации, к тому же 50% состава кандидатов имеют просроченный стаж (с 1940 г. – 1,
с 1943 г. – 6), но с мая 1944 г. по апрель 1945 г. было принято в члены ВКП(б) только 3 человека и в кандидаты – 3 человека. Вопрос о росте рядов партии ни разу не обсуждался на собрании коммунистов. С беспартийным активом не работают.

Партийные собрания проводятся редко, к тому же на них не обсуждались вопросы партийной жизни и политико-массовой работы. С 18 декабря 1944 г. по 7 марта 1945 г. ни одного собрания не проводилось. На собраниях обсуждали такие вопросы: два раза слушали доклады начальника ОРСа, 1 раз информацию о приеме в институт, информацию директора т. Хмельницкого о помещении для института, о подготовке института к новому учебному году, о результатах зимней экзаменационной сессии, доклады деканов факультетов и только один раз об агитмассовой работе.

К собраниям парторганизация не готовилась, а поэтому большинство из них проходило на низком идейно-политическом уровне, без критики. Обычно выступающие в прениях говорили: «Руководством института проделана большая работа», «Имеются большие сдвиги», «Добились больших успехов» и т.д. Решения, принятые на партийных собраниях, носят общий декларативный характер и не вскрывают истинного положения в институте.

7 марта 1945 г. на партийном собрании обсуждали вопрос «О результатах зимней экзаменационной сессии». Секретарю парторганизации т. Двораковскому и большинству коммунистов было известно, что на экзаменационную сессию не явилось 30% студентов по вечернему отделению, а из явившихся только 85% сдали экзамены. Имея такое положение, партийная организация обязана была наметить мероприятия по ликвидации создавшегося положения, но этого не получилось. В постановлении не дан анализ положения и не вскрыты его причины, в нем записано очень коротко 3 пункта: «Сессия прошла на более высоком уровне, чем предыдущая. Поднять спецфакультет на первое место. Улучшить работу вечернего отделения». … Комиссия считает совершенно неправильным, когда ряд студентов-коммунистов занимают в институте по совместительству командные должности. Например, студент Саловов работает заместителем директора по хозяйственной части, студент Ясногородский – начальник ОРСа, студент Сальников – начальник гаража, студент Иванков – начальник спецотдела и т.д. Все эти студенты часто пропускают занятия, учатся плохо и имеют академическую задолженность.

Партийное бюро обязано снять с работы тех студентов, которые по этой причине не успевают, в то же время не обеспечивают надлежащего руководства порученным участком (тт. Саловова, Ясногородского, Сальникова, Иванкова и др.) и предложить им немедленно ликвидировать академическую задолженность.

Комиссия отмечает, что со стороны партийной организации института комитету комсомола, студенческому профкому и месткому союза помощи не оказывалось, в результате чего их работа находилась на низком уровне.

Состояние комсомольской работы.
Комсомольская организация насчитывает в своем составе 418 человек. Институтский комитет комсомола избран в составе 7 человек. На каждом факультет имеется факультетское бюро и оформлены комсомольские группы. Перевыборы комсомольских организаций были в декабре 1944 г. За это время комсомольская организация выросла на 120 человек. Приведено в порядок протокольное хозяйство комитета. Закончен переучет комсомольцев. Комсомольская организация ставит вопросы об академической успеваемости студентов-комсомольцев, об участии комсомола в агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работе. Комсомольцы принимают активное участие в военно-физкультурной работе.

Но ввиду того, что парторганизация не оказывает помощи в работе комсомолу и не руководит комсомольским комитетом, а последний не четко представляет круга своих обязанностей, результаты комсомольской работы еще очень низки. Комсомольцы еще не занимают ведущей роли по академической успеваемости и дисциплине. …

Состояние массово-политической работы.
Партийная организация массово-политической работой совершенно не руководила. По инициативе комитета комсомола в декабре 1944 г. в институте был создан коллектив агитаторов, для каждой академической группы был выдвинут комсомолец-агитатор. Руководителем семинара агитаторов была назначена преподаватель основ марксизма-ленинизма т. Коколева. За все это время т. Коколева провела только одно занятие с агитаторами по докладу тов. Сталина о 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. В отдельных группах доклад тов. Сталина был изучен. На 1 курсе гр. Т.-15 агитатор т. Райбург, гр. Т-14 агитатор Милбштейн хорошо подготовились к занятиям по докладу тов. Сталина, и в группах беседы проходили на высоком политическом уровне, студенты принимали активное участие в обсуждении вопросов. Но в большинстве групп доклад тов. Сталина о 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции изучен не был.

Из бесед с агитаторами групп 1 курса: Т-13 т. Пасс, Т-10 т. Райцин, Т-12 т. Устьянцев, Т-10 т. Климова выяснилось, что в этих группах никакой агитработы не проводилось. Были выделены агитаторы, но ими не руководили, а они, пользуясь бесконтрольностью не проявили своей инициативы. … Установленный для института лимит на периодическую печать («Правда» – 3 экз., «Комсомольская правда» – 2 экз., «Челябинский рабочий» – 4 экз. и «Известия» – 1 экз.) далеко не удовлетворяет запросов коллектива института. …

В общежитии имеется общеинститутская стенгазета, две факультетские газеты – «Вперед» и «За знамя», которые в течение 1944-45 уч. года вышли только по одному разу. Стенгазеты оформляются плохо, статьи очень длинные и не привлекают внимания студенчества. Раздел «Знаете ли вы!» полностью перепечатывается из газеты «Комсомольская правда» и из журнала «Огонек» и тоже ничего не вносит нового.

Институт и студенческие общежития не радиофицированы. В студенческом общежитии на ЧТЗ организован красный уголок, в котором имеется 1 экз. газеты «Челябинский рабочий» и небольшое количество брошюрок. Ни шахмат, ни шашек в красном уголке нет.

По инициативе студенческого профкома и комитета комсомола по субботам проводятся студенческие вечера, на которых ставятся доклады на естественно-научные, литературные темы: «Происхождение земли», «Теория относительности», «Солнечная система», «Жизнь и творчество Маяковского» и др. После этих докладов силами студенческого коллектива дается художественная самодеятельность. В институте организован драмкружок, в который записалось 18 студентов. Работает физкульткружок. Но все эти, безусловно, положительные начинания мало поддерживаются дирекцией и парторганизацией. … Наглядная агитация в институте поставлена плохо.

Портреты появились только во время работы комиссии. Учебный корпус и студенческие общежития выглядят неуютно. Здания загрязнены, двери исписаны, мебель в кабинетах и аудиториях разбросана, парты стоят, как попало.

Материально-бытовое положение студенчества.
Механико-машиностроительный институт имеет общежитие студентов на ЧТЗ, где проживает 147 человек, на ул. Ленина 1-а 25 человек и Ленина №10 – 9 человек. Всего по общежитиям института размещено – 191 человек. Общежитие на ЧТЗ имеет комнатную систему. На все общежития имеется обслуживающего персонала 3 человека.

Одна уборщица, один сторож и комендант. За чистотой комнат следят студенты, которые своими силами производят уборку, мытье полов и побелку. Коридоры помещений убираются и моются 1 раз неделю. Общежития обеспечены инвентарем. Имеются в достаточном количестве кровати, столы, тумбочки, недостает лишь табуреток.

Постельными принадлежностями (матрацы, одеяла, простыни) студенты обеспечены. Простынями студенты обеспечены только по одной смене. Второй смены нет. Постельное белье меняется не регулярно. Имеются заявления со стороны студентов, что месяца по 3-4 смена постельного белья не производилась. По заявлению зам. директора по АХЧ т. Соловова простыни совершенно не стираются из-за отсутствия мыла. В тоже время в ОРСе имеется разрешение на отпуск 50 кг. мыла для стирки белья общежитий.

Санитарная обработка студентов теряет свое значение в виду того, что постельное и нательное белье меняется крайне не регулярно. Стирка белья для студентов не организована, прачечная отсутствует. Верхняя одежда студентов хранится в комнатах. Не везде имеются вешалки.

Пошивочная и починочная мастерские не организованы. В общежитии нет кипяченой воды, имеющийся бак не отремонтирован. Уборные и в общежитии и в здании учебного корпуса почти всегда закрыты, холодные уборные не построены.

Представленное под общежитие помещение по ул. Ленина 1-а приходит в ветхость, много пропадает полезной площади, но в нем не производится ни текущего, ни капитального ремонта.

Наличие беспорядка в общежитиях и в учебном корпусе говорит об отсутствии заботы со стороны дирекции о создании нормальных условий для самостоятельной работы студентов и организации их быта.

…обращает на себя внимание факт незаконного расходования промышленных товаров и продуктов питания группой ответственных работников института и ОРСа и отпуск промтоваров и продуктов питания на сторону работникам Кировского УРСа и ГУУЗа Наркомтанкпрома СССР, незаконного расходования продуктов питания на устройство общеинститутских вечеров. Комиссия считает: что это в значительной степени снижало нормальное снабжение студенчества промтоварами и продуктами питания, а в связи с этим жалобы на не совсем удовлетворительное снабжение промтоварами и питание являются правильными.

Комиссия отмечает, что в нарушении установленных норм выдачи промтоваров и продуктов питания значительную ответственность несут директор института т. Хмельницкий и нач. ОРСа т. Ясногорский. Начальник ОРСа т. Ясногорский в своих злоупотреблениях дошел до того, что промтоварами и продуктами питания начал распоряжаться единолично. По его инициативе выдавались промтовары работникам УРСа Кировского завода тт. Гетуму, Дубровскому, Раввинской и пр. Он же совершенно нетерпимо стал относиться к критикующим работникам аппарата ОРСа и института, только за короткое время пребывания его в ОРСе он без основания снял с работы т. Вахрушева – зам. нач. ОРСа, продавца Приданникову, студента Шагал и ряд других работников. Указания РКК института и районного прокурора о неправильном увольнении работников и немедленном их восстановлении на работе Ясногорский не выполняет. В институте создалась обстановка недоверия к Ясногорскому, своим поведением он вызывает возмущение работников института и студенчества.

Состояние финансирования.
Ввиду плохого финансирования ГУУЗом ГКТП институт находится в тяжелом положении. В результате неудовлетворительного финансирования институт в 1944 г. институт на 1.1.1945 г. имел задолженность 150 тыс. рублей, которая в смете 1945 г. ГУУЗом НКТП СССР не была доассигнована, с института указанную задолженность взыскали по суду. Кроме того, при утверждении сметы на 1945 г. по статье «заработная плата» произведено уменьшение на 20% против утвержденного штатного расписания и фактически имеющихся работников в институте. В результате этого институт оказался не в состоянии нормально финансировать учебные расходы, приобретать учебное оборудование, производить текущий хозяйственный ремонт и даже выплачивать заработную плату преподавательскому составу и обслуживающему персоналу. На день проверки институт не выплатил за март месяц зарплату 7 преподавателям в сумме 2160 рублей, вспомогательному персоналу 1150 рублей, за хозработы 4573 рубля, не выкупается учебное оборудование, пять месяцев не выплачивается зарплата за консультацию инженеров соискателей ученой степени. Всего, таким образом, институт накопил долгов в 1945 г. – 100000 рублей. Несмотря на неоднократные просьбы ГУУЗу НКТП о принятии срочных мер к урегулированию состояния финансирования. Вопрос остается до сих пор не решенным.

Комиссия обкома ВКП(б) считает, что по утвержденной смете на 1945 г. число стипендиатов установлено по I курсу – 100%, по II курсу – 85%, по III курсу – 85%, по IV курсу – 90%, по V курсу – 100%. Фактически на 1.1.-45г. стипендии получают 448 человек или 70,7%. Причинами такого положения является низкая успеваемость студентов.

Состояние бухгалтерской отчетности комиссией не проверялось, но отдельные наблюдения работы бухгалтерии внушают опасения. Так, например, установлено, что распорядителями материальных ценностей института являются: директор, его заместители и даже нач. ОРСа т. Ясногорский. Выдача вещей со склада института проводилась без бухгалтерского оформления и часто без денежной компенсации.

Главный бухгалтер института тов. Одиноков ранее в учебных заведениях не работал и не представлял объема работы института и целесообразности первоочередного финансирования работ. На этом основании в институте много споров между учебной частью, деканами, зав. кафедрами, бухгалтерией. Тов. Одиноков груб с посетителями.

Выводы и предложения.
Бригада обкома ВКП(б) отмечает как большое достижение то, что усилиями дирекции и профессорско-преподавательского состава в минимально короткий срок создан институт союзного подчинения, который с первых дней занятий, несмотря на значительные трудности, работает бесперебойно, в строгом соответствии с учебными планами. В институте складываются основы широкой постановки научно-исследовательской работы.

Первый год работы показывает, что институт может успешно решать все поставленные перед ним задачи и располагает для этого значительными силами.

Однако, в связи с тем, что в институте до последнего времени основное внимание уделялось организации учебно-производственного процесса ряд других вопросов не нашел своего разрешения даже в пределах минимальных возможностей института. Бригада отмечает, что большие недостатки в работе партийной организации, которая до сих пор не стала организующей силой, призванной мобилизовать преподавательский и студенческий коллектив на разрешение поставленных перед институтом задач. Это в первую очередь касается внутрипартийной и политико-массовой работы, состояние которой является неудовлетворительным.

В целях улучшения постановки учебно-производственной, партийно-массовой, идейно-политической и организационной работы в институте дирекции, партийным и общественным организациям механико-машиностроительного института необходимо провести следующие мероприятия:

1. Установить строгую плановость работы партийной организации (рекомендовать бюро составлять помесячные или квартальные планы работы). Не допускать нарушений устава ВКП(б) и инструкций ЦК ВКП(б) о ведении партийной документации.
2. Повысить авторитетность решений партбюро путем тщательной подготовки всех вопросов, обсуждаемых на общих партийных собраниях и заседаниях бюро. По каждому обсуждаемому вопросу выносить конкретные решения и установить контроль за их выполнением.
3. Усилить работу с молодыми коммунистами и кандидатами в члены ВКП(б), привлекая их к выполнению партийных поручений, оказывать им систематическую помощь в выполнении даваемых поручений.
4. Обратить внимание бюро парторганизации на необходимость развертывания и продуманной планировки работы по усилению роста партийной организации за счет студентов старших курсов, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава института.
5. Усилить руководство комсомольской и профсоюзной организациями, путем систематического обсуждения их отчетов на заседаниях бюро и партсобраниях, путем оказания им конкретной помощи в проведении ряда мероприятий.
6. Обязать директора механико-машиностроительного института до 1 июня 1945 г. укомплектовать учебную часть института и деканаты квалифицированными работниками. Навести строгий порядок в планировании учебно-производственной работы, учета и отчетности по деканатам.
7. Усилить контроль за работой кафедр, потребовав от заведующих кафедрами учета и проведения проверки качественного и количественного выполнения учебного плана по каждому предмету, систематического посещения лекций и семинарских занятий с обсуждением посещенных лекций на заседаниях кафедр. Упорядочить дело с документацией кафедр. Широко практиковать постановку на заседаниях кафедр вопросов методики преподавания дисциплин.
8. Потребовать от зав. кафедр составления твердого графика индивидуальных и групповых консультаций для студентов. По кафедре основ марксизма-ленинизма установить ежедневную консультацию.
9. Обязать дирекцию института немедленно оборудовать читальную комнату библиотеки, учебные кабинеты открыть для работы студентов. В кабинете марксизма-ленинизма установить 2-х сменное дежурство лаборантов, сосредоточив в нем необходимый книжный фонд социально-экономической литературы.
10. Обязать дирекцию института заключить соглашение с завкомом Кировского завода, областной технической библиотекой и областной публичной библиотекой о порядке пользования студентами и преподавателями института книжными фондами.
11. Обязать зам. директора по НУР тов. Рабиновича во втором семестре полностью компенсировать часы по курсу основ марксизма-ленинизма, пропущенные в первом семестре.
12. Обязать дирекцию и парторганизацию института усилить борьбу за сохранение контингента студентов. Перевод студентов из одного института в другой допускать лишь в строгом соответствии с указаниями ВКВШ.
13. Предложить дирекции и партийной организации института полностью изжить моменты недисциплинированности как среди профессорско-преподавательского, вспомогательного персонала, так и среди студенчества.
14. Провести заседание ученого Совета института с участием всех научных сотрудников по вопросу «Задачи кафедр в воспитании студентов», уделив особое внимание разделу самостоятельной работы студентов по теоретическим курсам.
15. Предложить дирекции и партбюро строго планировать идейно-политическую и культурно-массовую работу. Считать обязательным составление общеинститутского полугодового и календарного плана работы, где были бы регламентированы все мероприятия, проводимые организациями института.
16. Ввести в практику плановое проведение докладов и лекций по вопросам науки, культуры и искусства. Особое место в плане научно-популярных лекций, уделить темам, показывающим роль и значение русских ученых. Предложить зам директора по НУР координировать работу кафедр в развертывании ими научно-популяризаторской работы. Практиковать совместные заседания смежных кафедр с постановкой общетеоретических вопросов; привлекать на эти заседания студентов старших курсов. Наиболее квалифицированные доклады выносить в общестуденческую аудиторию.
17. Предложить партбюро немедленно пересмотреть состав агитаторов, подобрав для каждой академической группы и вспомогательного персонала политически подготовленных товарищей, создать для агитаторов три семинара – для младших курсов, старших курсов и технического персонала. Поставить во главе этих семинаров наиболее подготовленных преподавателей, вменив им в обязанность занятия с агитаторами проводить не реже двух раз в месяц. Добиться того, чтобы агитаторы были не только политбеседчиками, но и подлинными воспитателями студенчества. Каждый агитатор должен выявлять и развивать политические и культурные запросы студентов и бороться с отсталыми настроениями в их среде.
18. Считать необходимым более частое проведение лекций по политическим вопросам с обязательным дублированием их ввиду невозможности одновременно охватить всю массу студентов.
19. Обязать партбюро и дирекцию института добиться улучшения качества стенной печати. Установить во всех общежитиях и учебном корпусе радио-точки. Расширить формы наглядной агитации. Немедленно установить газетные витрины в учебном корпусе и общежитиях.
20. Предложить партбюро и кафедре военной подготовки рассмотреть вопрос об организации добровольных обществ и развитии военно-физкультурной и оборонной работы в институте. Определить план охвата студентов спортивными секциями и количественные показатели по подготовке значкистов.
21. Обязать дирекцию и партбюро института всемерно бороться за улучшение материально-бытового положения студенчества и профессорско-преподавательского состава. Выполнить приказ зам. Наркомтанкопрома тов. Мосина об организации при ОРСе института в 1945 г. подсобного хозяйства и своевременно, в соответствии с планом, произвести посадку овощей, картофеля.
22. Обязать директора института систематически контролировать работу ОРСа института, устранить случаи несвоевременного завоза хлеба, недоброкачественных продуктов питания и т.д., следить за тем, чтобы студенческая столовая работала бесперебойно, обеспечив ее необходимым оборудованием (табуретки, тарелки, ложки, ножи, стаканы и т.д.). Для контроля за работой столовой организовать столовую комиссию и ввести дежурство студенческой общественности.
23. До 1 июля 1945 г. организовать в институте медпункт по оказанию медицинской помощи профессорско-преподавательскому составу и студентам.
24. Организовать сапожную и швейную мастерские, немедленно решить вопрос о принятии на бюджет парикмахерской.
25. Предложить директору института:
а) освободить от работы студентов, занимающих по совместительству руководящие должности в институте (тт. Ясногорского, Соловова, Иванкова);
б) освободить от работы декана танкового ф-та т. Булычева, как не обеспечившего правильной организации учебного процесса на факультете и за развал дисциплины студентов;
в) освободить от работы в институте преподавателя кафедры марксизма-ленинизма тов. Акимова, как не отвечающего требованиям Высшей школы.
26. Предложить Советскому райкому ВКП(б) установить систематический контроль за работой партийной организации института; практиковать постановку на бюро РК ВКП(б) докладов секретаря парторганизации института по вопросам состояния научной, учебной и идейно-политической работы.
27. Внести на бюро обкома ВКП(б) вопрос о дальнейшем укреплении учебно-производственной и материально-бытовой базы института.

Председатель комиссии – Емельянов

ОГАЧО. Ф.288. Оп.9. Д.234. ЛЛ.1-13.

 

М.М. Балык – третий директор ЧММИ

Справка

Т. Хмельницкий работающий в должности директора механико-машиностроительного института в г. Челябинск л/д №1246 от работы освобожден … как не обеспечивший руководство… приказ Министра высшего образования т. Кафтанова 29/IX 1948 г.

ОГАЧО. Ф.288. Оп.70. Д.4143. Л.14.

Справка

Решением ЦК ВКП(б) от 22 сентября 1948 г., протокол №379 тов. Хмельницкий освобожден от работы директора механико-машиностроительного института.
30.Х.1948 г.

ОГАЧО. Ф.288. Оп.70. Д.4143. Л.15.

Из приказа министра высшего образования СССР С. Кафтанова
от 28 сентября 1948 г.

Утвердить кандидата технических наук, доцента Балык Митрофана Маркиановича директором Челябинского механико-машиностроительного института.

Архив ЮУрГУ. Ф.1392. Оп.2. Д.150.

Служебная характеристика
на директора Челябинского механико-машиностроительного института, доцента, к.т.н. Балык Митрофана Маркиановича

Тов. Балык Митрофан Маркианович 1905 года рождения, украинец, социальное происхождение – из крестьян, член ВКП(б) с 1937 г., образование – высшее, категория учета – первая, состав – инженерно-технический, военное звание – инженер–майор, военно-учетная специальность №182, работает в институте с 5-го октября 1948 г. в качестве директора института, согласно приказа министра высшего образования СССР тов. Кафтанова … от 28 сентября 1948 г.

За время работы в институте тов. Балык приложил много энергии и труда для общего подъема идейно-воспитательной и научно-методической работы, направленных на воспитание глубоко-идейных и преданных делу партии Ленина-Сталина специалистов. Под руководством и при непосредственном участии тов. Балык проведена большая работа по внедрению принципов партийности преподавания, в смысле изложения читаемых курсов на основе диалектического и исторического материализма, раскрытия достижений советской науки и техники, приоритета русских и советских ученых и широкого раскрытия преимуществ социалистической системы народного хозяйства перед капиталистической.

Большое внимание тов. Балык уделяет вопросам организационно-хозяйственного характера, благодаря чему значительно укрепилась учебно-материальная база института. По инициативе тов. Балык впервые в текущем году проведены были в широком масштабе работы по капитальному и текущему ремонту учебного корпуса и общежитий, что создало необходимые предпосылки для дальнейшего улучшения учебного процесса и культурно-бытовых условий студентов.

Тов. Балык член ВКП(б) с 1937 г., принимает активное участие в общественной жизни института. С декабря м-ца 1948 г. тов. Балык является членом партбюро института.

Зам. директора по НУР, доцент М. Гутнер
Секретарь партбюро института А. Пугачев

Архив ЮУрГУ. Ф.1392. Оп.2. Д.150. Л.3.

Из воспоминаний о деятельности партийной организации механико-машиностроительного института в период 1944-1947 гг. бывшего секретаря Коколевой Анна Акимовны.«…Размещался новый институт в здании трехэтажного магазина (ныне «Детский мир». Огромные залы были перегорожены заборчиками , покрашенными в серый цвет, за которыми находились аудитории для лекций и практических занятий. В серый же цвет были покрашены 300 учебных столов и 500 табуреток, размещенных в здании института. В аудиториях находилось 15 классных досок, а чертежное помещение располагало 50-ю чертежными досками. В подсобных помещениях размещались ректорат, общественные организации, кабинет марксизма- ленинизма. Всем хотелось приукрасить неуютное помещение. Хозяйственная часть раздобыла холст, из которого на окнах кабинетов и в комнатах общественных организаций быстро появились занавесы, украшенные лаборантками и студентками художественной мережкой и вышивкой. На окнах появились цветы.
На первом этаже, где находились кабинет химии, на стеллажах аккуратно размещались приборы и масса пробирок, среди которых свисали гирлянды зеленых растений. В кабинете появились разные плакаты. В 1944-1945 году общее количество студентов было 648 чел., из них членов и кандидатов партии – 24 человек. … В партийной организации числилось около 40 членов и кандидатов партии. В мае 1945 г. на перевыборах партбюро института была избрана А.А.Коколева, работавшая в институте с 1 октября 1944 г. старшим преподавателем кафедры марксизма-ленинизма, с декабря 1945г. – заведующей этой кафедрой. До Коколевой секретарем работал Н.С.Двораковский, преподаватель, позднее заведующий кафедрой «Станки и режущий инструмент».
Работа парторганизации протекала в трудных условиях. Институт еще только формировался. Недостатки чувствовались постоянно. Помещение, плохо приспособленное для учебного процесса, не позволяло разместить лаборатории, мастерские, было мало наглядных пособий. Студентам негде было провести собрание. Не было студенческого общежития. Преподавательский состав почти наполовину представлял работающих по совместительству. Основная работа была или на заводе, или в другом институте. Молодые преподаватели нуждались в поднятии теоретической и методической квалификации. … Во всей организаторской и политико-воспитательной работе среди студентов активное участие принимала комсомольская организация института, в рядах которой имелось 217 человек. Во главе ее была избрана активная комсомолка, преподавательница английского языка Коваль (Ковачевич) Алла Матвеевна. Несмотря на трудные условия в которых работал институт, постоянно оказывалась помощь фронту студентами и преподавателями. Через комсомольскую и профсоюзную организацию коллектив института проводил сбор вещей для посылок фронтовикам (белье, шерстянные перчатки, варежки, носки, портянки, табак, кисеты, носовые платки и т.п.)
Силами студентов и молодых преподавателей были созданы концертные бригады, которые выступали в госпиталях и в местах, где формировались части. Девушки-студентки ходили в госпитали стирать перевязочный материал и принимали участие по уходу за раненными. Шили также одежду для фронтовиков из кроя, полученного от фабрики одежды. Студенты неоднократно участвовали в погрузке овощей в вагоны, предназначенных для отправки на фронт. В осеннее время институт оказывал помощь колхозам в уборке урожая, особенно картофеля. …».
Музей ЮУрГУ.