Первоначально в составе институте было два факультета: Механико-технологический и Танковый. В 1944 году Танковый факультет переименован в факультет Колесно-гусеничных машин (КГМ). 14 октября 1947 факультет КГМ будет переименован в факультет Автотракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения (АТС), а в 1949 он станет Автотракторным факультетом.

В 1948 г. образована кафедра физической культуры и спорта под руководством Бориса Яковлевича Пейсахова. В 1949 году создан Совет добровольного спортивного общества «Наука».

В первые годы существования института была создана библиотека. Правда, как следует из докладной записки о состоянии учебной и политико-массовой работы в ЧММИ за 1945 г. в библиотеке насчитывалось всего 9612 томов. Многие книги пришли в негодность из-за плохих условий хранения, по некоторым дисциплинам не хватало учебников, зачастую их не было вовсе. Однако уже к середине 50-х библиотечный фонд составлял почти 150 тысяч экземпляров (1956 г. – 149230 экз.).

Непросто проходил организационный период. За первые пять лет на танковом факультете сменилось пять деканов. Первым в мае 1944 года был назначен профессор, заведующий кафедрой “Электротехника и электрооборудование” Г.М. Городецкий. Сменяли друг друга не только деканы факультета. Вслед за переменами в жизни страны и в молодом вузе факультет получал новые названия. Уже в 1944 году его переименовали в “Колесные и гусеничные машины”, что отражало перспективы работы будущих специалистов. Согласно приказу министра высшего образования СССР от 14 октября 1947 года появилось новое название – факультет “Автотракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение” (АТС). В приказе указаны выпускающие специальности:

1) танко- и тракторостроение;

2) сельскохозяйственное машиностроение;

3) двигатели внутреннего сгорания;

4) автомобили (автомобилестроение, автомобильное хозяйство). Наконец, в 1949 году факультет стал называться по-современному — автотракторный.

В приказе директора ЧММИ от 23 октября 1945 года об утверждении состава ученого совета института названы: генерал-майор инженерно-танковой службы, директор Кировского танкового завода И.М. Зальцман; генерал-майор инженерно-танковой службы, главный конструктор Кировского завода Н.Л. Духов; генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, директор и главный конструктор завода Ж. Я. Котин; директор завода N 200 В.С. Ниценко. Это легендарные имена времен Великой Отечественной войны. Эти люди руководили созданием танков, обеспечивших победу нашего народа. Большинство других членов ученого совета также были руководителями или ведущими специалистами Кировского завода. И это не случайно, ведь завод был, говоря современным языком, учредителем института, который должен был готовить специалистов прежде всего для него.

В декабре 1943 года был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям: танкостроение, ДВС и технология производства танков, которые стали основой для формирования танкового (автотракторного) и технологического (механико-технологического) факультетов. Набор осуществлялся без вступительных экзаменов. В 1944/45 учебном году абитуриенты сдавали вступительные экзамены. Второй набор составил 175 студентов. Зачисляли студентов и на старшие курсы. Всего – 426 человек.