Высоким уровнем отличался профессорско-преподавательский состав нового вуза: на момент создания института в числе профессорско-преподавательского состава было 3 доктора наук: Николай Федорович Кунин (доктор физико-математических наук), Авраам Нахимович Рабинович (доктор технических наук), И.И. Чернобыльский (доктор технических наук, член-корреспондент  АН Украины), профессора Г.М. Городецкий (читал курсы электротехники), ленинградский профессор Р.З. Нессельштраус (читал курс металловедения), В.А. Добровольский, доценты Петр Алексеевич Гришин, Наум Соломонович Двораковский, многочисленные кандидаты технических наук.

 

С 1944 по 1947 в ЧММИ работал Николай Леонидович Духов в  должности заведующего кафедрой танкостроения. После перевода Духова осенью 1948 г. в Москву и назначения его главным конструктором  главного ядерного объекта страны, ныне известного как Арзамас-16 и руководство кафедрой было передано Михаилу Фёдоровичу Балжи.   За время его руководства на кафедре «Танки» (впоследствии – «Колесные и гусеничные машины») была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-образовательная база, сформировался коллектив высококвалифицированных преподавателей. После того, как набор студентов на первый курс кафедры был доведен до 150 человек, кафедра стала крупнейшей среди танковых в стране. Кроме того, на её базе была создана научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как Школа Балжи.

 

Важную роль в становлении научных школ вуза сыграл заместитель директора по научной и учебной работе Авраам Нахимович Рабинович . Он написал более 300 научных работ, 40 монографий и учебников, получил более 120 авторских свидетельств на изобретения, значительная часть которых внедрена в производство.  Научные сотрудники университета оказывали посильную помощь различным предприятиям: Кировскому заводу, Миасскому автомобильному заводу, челябинским абразивному, электродному, металлургическому заводам.

Весной 1944 в институте приступили к разработке темы «Механическое выпрямление тока». Руководил работой Г.М. Городецкий. Исполнителем темы «Проектирование газозащиты цеха» был С.М. Фертик. Производственниками Кировского завода и сотрудниками института была создана опытно-конструкторская бригада, которая занималась исследованиями вагранки, оборудованной многорядовыми фурмами и системой горячего дутья. Осень 1944 г. научно-исследовательская группа при кафедре «Энергетика» закончила работу по испытанию промышленного образца нового типа выпрямителя.

Важно отметить, что с первых лет существования института его научно-исследовательская деятельность заключалась не просто в составлении сборников и опубликовании научных статей. НИР распределялась по двум секторам: госбюджетному и хозрасчетному, то есть институт занимался научные исследования исходя из запросов конкретных предприятий, разрабатывал проекты, которые потом внедрялись на реальном производстве. В отчете о научной деятельности ЧММИ за 1946 год говорится, что в плане хозрасчетных научно-исследовательских работ состояло 12 тем, из которых полностью выполнены были 6; в плане госбюджетных работ – 19.  Особое место в НИР института в 1944-48 годах занимала отладка технологии сварки толстостенной танковой брони.

В декабре 1944 завершена подготовка первого сборника научно-исследовательских работ ЧММИ. Данные проекты впоследствии проходили лабораторные испытания и внедрялись на Кировском, Копейском заводах и на других предприятиях.

Традиция проведения в вузе научных конференций – одна из первых в университете. В мае 1947 года в ЧММИ состоялась первая институтская научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников, а в апреле 1948 была организована первая студенческая научно-техническая конференция.