Гришин Петр Алексеевич – первый директор ЧММИ
Родился 26 ноября 1909 года в семье кузнеца Саратовских железнодорожных мастерских (г. Саратов). В 1926 г. окончил Саратовскую профтехническую школу им. Луначарского. До 1930 работал слесарем-токарем-лекальщиком на Саратовском инструментально-механическом заводе. В 1930 году поступил Сталинградский механический институт, а после его окончания, в 1935 году был принят в аспирантуру и одновременно начал педагогическую работу. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию и ему присвоена ученая степень кандидата технических наук. С 1937 года по 1493 работал в Сталинградском механическом институте в должности зав. кафедрой «Резание металлов и артиллерийского производства».
Будучи студентом, аспирантом, преподавателем вёл активную общественную и партийную работу.
Когда в 1842 году институт был эвакуирован в Челябинск, П.А. Гришин, вместе с группой других профессоров и преподавателей, по приказу начальника ГУУЗ Наркомтанкпрома был отправлен для продолжения работы в созданном на базе СМИ Челябинском машиностроительном институте, директором которого он был назначен 15 декабря 1943 году Приказом № 1.
П.А. Гришин вернулся в Сталинград в мае 1944 года и был здесь избран секретарём партбюро института, одновременно работая заведующем кафедрой резания металлов и деканом МТ факультета. Учитывая заслуги коллектива СМИ в годы Великой Отечественной войны, нарком танковой промышленности СССР В.А. Малышев приказом № 385 объявил ряду сотрудников, в том числе П.А. Гришину, благодарности и наградил их значком “Отличник социалистического соревнования НКТП”.
В 1945 году П.А. Гришин по состоянию здоровья был переведён в Одесский политехнический институт, где проработал деканом факультета до своей смерти в 1947 году.
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Родился в с. Коробчино, Новомиргородского района, Кировской области 20 февраля 1899 года в семье крестьянина-бедняка Хмельницкого Михаила Моисеевича. В 1912 г. окончил земскую школу и до 1920 года работал в хозяйстве отца. Вынужден был уходить на сезонные работы в помещичьи экономии. В 1920 г. начал работать в уездном политпросвете г. Кировограда уполномоченным по распространению литературы и организации хат-читален по селам. Одновременно работал в органах ЧК. Проработав на этой работе до мая 1921 г., ушел в связи с избранием его секретарем волпартячейки, организовал в с. Коробчино ячейку ВЛКСМ. Проработал на этой должности до марта 1922. Потом ушел в Красную Арию, услужил в 164 пехотном полку тридцатой Иркутской дивизии рядовым в городе Мелитополе. Демобилизовался из армии, был избран в марте 1923 года председателем комитета незаможных селян в родном селе. Работал там до марта 1924 г., после чего избирается председателем сельского совета в с. Софиевка, Новомиргородского района и членом райисполкома, где проработал до января 1925 г. С января по сентябрь занимал должность председателя сельского совета в с. Канеж. В августе того же года решением ковомиргородского райпаркома Ивана Михайловича командируют в г. Кировоград в окружную двухгодичную совпартшколу. В летние каникулы руководил школами передвижки. По окончании школы кировоградским окрпаркомом был направлен в окрисполком на должность инструктора (г. Кировоград), где проработал до августа 1930 г. В мае 1926 г. стал членом ВКП (б)
В августе 1930 г. отправился на учебу в г. Николаеве в кораблестроительный институт, который закончил в январе 1936 г., получив звание инженера-кораблестроителя. В период пребывания в институте три года был секретарем факультетской партячейки, членом политбюро института и одновременно читал лекции по политэкономии; был директором филиала Одесского института повышения квалификации хозяйственников и внештатным докладчиком Николаевского обкома ВКП(б) по международному положению. До 1939 г. работал на заводе №200 г. Николаева сначала строителем кораблей эсминцев, позже начальником корпусного цеха. Будучи начальником цеха, внес рационализаторское предложение по постройке эсминцев с экономией в 460000 рублей.
13 августа 1941 года Хмельницкого был назначен в Сталинград на завод №264 начальником цеха. Работая там, за успешное освоение и выпуск танков награжден Правительством СССР медалью «За трудовое отличие». После эвакуации завода распоряжением НКТТ был направлен в Нижний Тагил на завод №183 с октября 1942 по май 1944 гг.
С мая 1944 г. приказом наркома танковой промышленности назначен директором Челябинского механико-машиностроительного института. В начале работы в Хмельницкий хорошо провел набор студентов и подготовку к новому 1944/43 учебному году. За один год существования Челябинский механико-машиностроительный институт превратился в крупное учебное заведение с контингентом в 765 человек.Однако Иван Михайлович на протяжении всей работы директором института не читал теоретических курсов и не вел практических занятий, так как не имел необходимой научной подготовки. По этой причине, по мнению Челябинского обкома ВКП(б), он не мог руководить учебным процессом института и был вынужден в этих вопросах доверяться мнению других работников. Как по указанной причине, так и по опыту прежней работы Хмельницкий не смог освоить специфики работы высшего учебного заведения.
Кроме того, Хмельницкий и как директор-администратор не отвечал своему назначению. Он не умел авторитетно поставить и решать важнейшие вопросы жизни института. Не смог войти в контакт с руководителями предприятий (Кировский завод и другие), без использования материальной базы которых невозможно развитие института.Челябинский обком ВКП(б) посчитал целесообразным использовать Хмельницкого на производственной работе, освободив его от обязанностей директора механико-машиностроительного института в октябре 1948 года.
Духов Николай Леонидович
Главный конструктор танкового производства Кировского завода, один из соиздателей тяжелых боевых машин, самоходных установок, знаменитого Т-34, с осени 1944 года читал лекционный курс студентам, консультировал дипломников, заведовал кафедрой, был председателем ГЭКа, членом первого совета ЧММИ. В условиях военного времени и чрезмерной загруженности изыскивал этот талантливый и высокоорганизованный человек время и передавал свой богатейший опыт и знания тем, кто еще только осваивал сложные инженерные дисциплины.
В сентябре 1945 года Н.Л. Духов за большой вклад в создание танков и совершенствование их конструкции был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В последующие годы несколько изменилась научная и организационно-производственная ориентация Николая Леонидовича. Вместе с талантливейшими учеными страны решал он сложнейшие проблемы разработки атомного оружия. В 1949 году за работы, связанные с созданием и проведением испытаний первой советской атомной бомбы, генерал-майор Н.Л. Духов был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, ему присвоили звание лауреата Сталинской премии первой степени. В 1951 году за выдающиеся заслуги в деле производства новых зарядов Николаю Леонидовичу присуждена еще одна Сталинская премия.
В январе 1954 года за творческий труд по разработке и испытанию первой водородной бомбы Н.Л. Духов награжден третьей Золотой Звездой Героя. В 1960-м ему была присуждена Ленинская премия. В период с 1954 по 1964 год Николай Леонидович был начальником, научным руководителем и главным конструктором знаменитого КБ-11. Теперь это Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова.
Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР, генерал – лейтенант инженерно-технической службы, доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР сохранился в истории нашего вуза как родоначальник подготовки специалистов танкового профиля, выдающийся ученый.
Голубых Иван Сергеевич
Родился в начале XX века(1904 год) в семье крестьянина-бедняка на Тамбовщине. В 1923 году поступил на рабочий факультет Воронежского госуниверситета. После его окончания стал студентом Ленинградского политехнического института по специальности «Механические испытания металлов» (металловедение). Окончив вуз, работал старшим инженером-металловедом, потом – начальником технического отдела управления специального производства. В 1937 году переведен на завод «Красный Профинтерн» главным металлургом по спецпроизводству. В годы войны решал трудные задачи термообработки, применив на крупных изделиях сложной формы, в качестве охлаждающей среды при закалке, воду, что считалось невозможным. Впервые в стране предложил и освоил нагрев под обжигом специальных изделий в соляных электрованнах. Это увеличивало стойкость штампового инструмента, уменьшало брак по обжиму.
С 1944 года преподавал в нашем институте как совместитель, позже перешел на постоянную работу. В 1946 году утвержден ВАКом в ученом звании доцента. С 1949 года исполнял обязанности заведующего кафедрой «Технология металлов». В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию.
Кунин Николай Федорович
29.12.1903 (11.01.1904), Г. Чулым Новосибирской области – 23.06.1968, Минск. Физик, доктор физико-математических наук. Окончил Новосибирское реальное училище, затем Ново-Николаевскую мужскую гимназию. В1923–31 гг. учитель физики и математики в Алтайском крае, затем директора школы в с. Завьялово. В 1931 окончил Томский педагогический институт по специальности «физика» и был оставлен на кафедре ассистентом.
Научную деятельность начал в 1932, когда был принят в Сибирский физико-технический институт при Томском университете на должность младшего научного сотрудника. Его первая научная работа была посвящена изучению внешнего трения чугуна по стали в широком диапазоне температур при значительных (в т.ч. ударных) нагружениях. С 1938 работал в ЧИМЭСХ преподавателем кафедры физики. В 1943 защитил докторскую диссертацию в Уральском физико-техническом институте. После защиты заведовал кафедрой физики ЧИМЭСХ. В 1947—54 зам. директора института по научной и учебной работе. Одновременно (1940—61) возглавлял кафедру общей и теоретической физики в ЧГПИ и кафедру физики в ЧПИ. Организовал аспирантуру по физике твердого тела. Преподаватели кафедр и аспиранты проф. К. изучали закономерности пластин, деформации, отдыха металлов и рекристаллизационных явлений в них. Общее признание получил развитый Куниным метод наведенной термодвижущей силы. В этот же период Кунин вел совместно с другими учеными исследования графитизации аморфных углей. Работы по графиту, а также по уплотнению твердых смесей завершились разработкой теоретических основ технологии производства. В 1961 по рекомендации врачей переехал в Минск. Был избран зав. кафедрой физики твердого тела и полупроводников Белорусского государственного университета. Продолжил изучение поглощения энергии при больших деформациях не только в металлах, но и в полупроводниках; работы по прессованию порошков, выращиванию графитов на подложках путем направленно кристаллизации. Были развернуты работы по физике тонких пленок. Полученные научные результаты применялись в разработке новых и модернизации существующих технологических процессов.
Чернобыльский Иосиф Ильич
Один из первых профессоров ЧММИ. Уроженец Киевской губернии. Среднее образование получил в Киевском коммерческом училище, окончил его с золотой медалью и званием кандидата коммерции. Учился в Киевском политехническом институте, после окончания ему была присвоена квалификации инженера-технолога. Работал теплотехником, научным сотрудником Всесоюзного НИИ сахарной промышленности, заведовал теплотехническим отделом, занимался педагогической работой. В 1938 году защитил докторскую диссертацию. Заведовал кафедрой Киевского технологического института пищевой промышленности, вел научную работу в институте энергетики АН Украины.
В годы Великой Отечественной войны заведовал кафедрой энергетики Сталинградского механического института. При его участии были проведены исследования, позволившие создать первую в стране (вторую в мире) полузаводскую установку по термохимической трансформации пара. Работал в ЧММИ с февраля 1944 года, блестяще читал курс теплотехники.
Балжи Михаил Федорович
19.08.1908, с. Боевое Юзовского уезда Екатернославской губернии — 15.09.1970, Челябинск. Конструктор тракторов и танков, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946). После окончания Харьковского механико-машиностроительного института (1935) получил направление на ЧТЗ, где до 1953 работал над созданием гусеничных машин С-100, Т-140 и их различных модификаций. Был инженером-конструктором, начальником КБ, заместителем главного конструктора, главным конструктором (с 1947).
С 1949 преподавал в ЧПИ; в 1953 перешел на работу в институт на постоянной основе зав. кафедрой гусеничных и колесных машин.
В 1965—70 декан автотракторного факультета. Балжи один из создателей передовых по тому времени танков и др. боевой техники. В годы Великой Отечественной войны, работая под руководством Ж. Я. Котина и Н. Л. Духова, Балжи занимался проектированием и организацией производства танков и самоходных артиллерийских установок. Он автор проекта тяжелого танка ИС-3 («Победа»), установленного на постамент в качестве основной детали композиции памятника танкостроителям на Комсомольской площади. Балжи принимал участие в создании тяжелого танка нового поколения Т-10, плавающего танка ПТ-76. Под его руководством впервые в практике танкостроения была применена дифференцированная форма брони, приводящая к максимальному рикошету гранаты. В послевоенные годы под руководством Балжи на ЧТЗ разрабатывались новые модификации тракторов. Он, в частности, в составе опытно-конструкторской группы занимался проектированием кабины трактора «Сталинец-65», разработкой и внедрением в серийное производство артиллерийского тягача С-2. Во время работы в институте проводил исследовательскую работу по улучшению эксплуатационных качеств машин. Результаты исследований стали основой 13 диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук. Награжден орденом Отечественной войны 1-й, 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.