Информация о конференции

Резолюция

ЧЕТВЕРТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«УНИВЕРСИТЕТ XXI ВЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

11 – 12 октября 2018 г.

Россия, Челябинск

11 – 12 октября 2018 г. состоялась четвертая международная научно-практическая конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования».

Конференция проведена ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» под эгидой Департамента по взаимодействию с государственными и образовательными организациями национального агентства развития квалификаций (г. Москва), Консорциума международной ассоциации последипломного образования (г. Санкт-Петербург), Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Совета ректоров Уральского федерального округа, Ассоциации инженерного образования России, совместно с Южночешским университетом (Чехия, г. Ческе-Будеёвице).

Цель конференции – расширение международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования через обмен мнениями и обсуждение глобальных и частных проблем непрерывного образования.

На конференции, на пленарном заседании, на секциях,  во время круглого стола и  телемостов обсуждались следующие проблемные поля:

  1. Миссия университета в системе непрерывного образования
  2. Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных направлений научно-технологического развития РФ
  3. Структурирование дополнительного профессионального образования на основе проектных направлений трансформации университета
  4. Подготовка научно-педагогических работников к проектно-аналитической деятельности по трансформации университета
  5. Цифровая трансформация в системе непрерывного образования
  6. Социальное партнерство работодателей и университетов по учебно-методическому обеспечению непрерывного образования с учетом профессиональных стандартов
  7. Специфика методов и организационных форм непрерывного профессионального образования
  8. Акмеологический подход к личности педагога непрерывного образования

В обсуждении проблем непрерывного образования приняли участие более 100 специалистов из 9 стран (Российской Федерации, Франции, Сербии, Чешской Республики, Казахстана, Таджикистана, Алжира, Китая, Ирака), из 7 городов Российской Федерации.  Число зарубежных участников составило 20 человек.

Конференция проводилась в режимах пленарного заседания, работы секций, телемостов и мастер-классов. Язык конференции – русский и английский.

Приветствовали участников конференции:

Шестаков Александр Леонидович – ректор Южно-Уральского государственного университета (НИУ),  д.т.н., профессор.

Волошина Ирина Анатольевна – директор Института дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ), к.т.н., доцент.

В докладах на пленарном заседании были отмечены ключевые актуальные проблемы непрерывного образования. С пленарными докладами выступили:

Щуров Игорь Алексеевич – заместитель директора Политехнического института ЮУрГУ (НИУ), д.т.н., профессор, на тему «Проектное обучение – системообразующая идея непрерывного инженерного образования в университете».

Котлярова Ирина Олеговна – заместитель директора Института дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ), д.п.н., профессор, на тему «проектная трансформация непрерывного дополнительного образования в ЮУрГУ».

Гревцева Гульсина Якуповна – профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры, д.п.н., профессор, на тему «Развитие личности в системе непрерывного образования университета».

Молчанов Николай Алексеевич – доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» института Экономики и управления Уральского государственного лесотехнического университета, г. Екатеринбург, на тему «Социально-реабилитационная функция вуза в современных условиях России».

После пленарного заседания состоялись телемосты. Первый телемост: «Профессиональные стандарты – новый вид квалификационных требований. Отмена квалификационных требований СССР и имеющихся в РФ» с Корешевой Светланой Георгиевной – членом Правления Консорциума международной ассоциации последипломного образования, на котором участники обсудили актуальные вопросы легитимной организации дополнительного профессионального образования (г. Санкт-Петербург). Модератор Павловская Марина Сергеевна, к.х.н., доцент. Второй – «Национальная система квалификаций России» со Шмельковой Ларисой Витальевной, советником Департамента по взаимодействию с государственными и образовательными организациями национального агентства развития квалификаций (г. Москва). Модератор Волошина Ирина Анатольевна.

На конференции работали следующие секции.

Секция I. Проблемные поля: «Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных направлений научно-технологического развития РФ. Социальное партнерство работодателей и университетов по учебно-методическому обеспечению непрерывного образования с учетом профессиональных стандартов. Структурирование дополнительного профессионального образования на основе проектных направлений трансформации университета»

Модераторы: Волошина Ирина Анатольевна – директор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), к.т.н., доцент, Павловская Марина Сергеевна – замдиректора Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), к.х.н., доцент, Попова Татьяна Владимировна – ведущий эксперт Научно-исследовательского центра спортивной науки, д.б.н., профессор.

Прозвучало 7 выступлений, на которых обсуждались проблемы:

  • особенностей обучения математике студентов элитных академических групп;
  • формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов заочной формы обучения;
  • развития исследовательской компетенции студентов в процессе научного познания в современном университете;
  • реализации проектного подхода в подготовке специалистов технической направленности;
  • особенности управления человеческим капиталом на муниципальном уровне;
  • конкурентоспособности как фактора эффективности системы образования.

Секция II. Проблемные поля: «Специфика методов и организационных форм непрерывного профессионального образования. Цифровая трансформация в системе непрерывного образования. Акмеологический подход к личности педагога непрерывного образования. Подготовка научно-педагогических работников к проектно-аналитической деятельности по трансформации университета».

Модераторы: Котлярова Ирина Олеговна – замдиректора Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), д.п.н., профессор, Саранская Татьяна Владимировна – старший инспектор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ).

На секции было прослушано 5 выступлений. По результатам их обсуждения были сделаны следующие выводы:

Обсужденные авторами проблемы позволили сделать следующие рекомендации по повышению качества непрерывного образования:

  • в силу важности индивидуального подхода в обучении рекомендовать применение компьютерных систем индивидуального обучения при подготовке студентов различных направлений;
  • рекомендовать использовать навыковый подход при разработке учебных пособий для студентов;
  • учитывать принципы неформальной модели обучения в рамках непрерывного образовательного процесса;
  • особое внимание уделять акмеологическому аспекту и непрерывному профессиональному совершенствованию в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;
  • в условиях совершенствования цифровых технологий целесообразно расширять использование технологий e-learning в образовательном процессе современного вуза.

По результатам работы секций проведен круглый стол, на котором были отмечены:

  • актуальность, высокий научный уровень докладов, представленных на пленарном заседании, их соответствие мировым образцам, а также инновационность, полезность и несомненная практическую значимость вопросов, обсужденных в рамках секций и мастер-классов;
  • высокий уровень организации конференции;
  • целесообразность вовлечения экспертов в области федерального законодательства в активную работу на конференции «Университет XXI в. в системе непрерывного образования» с целью обсуждения новых тенденций и изменений в нормативно-правовой базе системы непрерывного образования в РФ;
  • возможность решения проблемы соответствии образования преподавателей высшей школы читаемым дисциплинам на основе требований профессиональных стандартов с помощью дополнительного профессионального образования;
  • целесообразность привлечения студентов и аспирантов к активному участию в работе конференции «Университет XXI в. в системе непрерывного образования».

На второй день конференции состоялись два мастер-класса. Первый мастер-класс на тему «Образовательные технологии в цифровом пространстве» был проведен Ириной Александровной Колеговой, к.п.н., доцентом кафедры иностранных языков ЮУрГУ (НИУ). Второй мастер-класс на тему «Акмеологический подход к личности преподавателя в образовании взрослых» проводился в режиме телемоста под руководством Мирослава Прохазки, заведующий кафедрой педагогики, заместителя декана педагогического факультета в Южно-Чешском университете, магистра, PhD (г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика).

В целом по результатам работы конференции ее участники и организаторы постулировали:

  1. Непрерывное образование в течение жизни приобрело мировой масштаб с первых лет  XXI в. На грани веков сформулирован социальный заказ мирового сообщества на непрерывное образование в течение жизни (меморандум непрерывного образования, Лиссабон, 2000 г.). Обеспечение роста конкурентоспособности стран на мировой арене обеспечивается уровнем непрерывного образования специалистов.
  2. Университеты становятся центрами непрерывного образования, выполняя консолидирующие функции в его проектировании и реализации.
  3. Системообразующим фактором в системе непрерывного образования, в том числе при подготовке специалистов технической направленности, становится проектный подход.
  4. В университетах мира создаются институты и факультеты непрерывного образовании в течение жизни. Субъектами непрерывного образования в современных университетах являются студенты, научно-педагогические работники университетов, специалисты различных отраслей экономики.
  5. Непрерывное образование научно-педагогических кадров способствует интенсификации научной деятельности в стране, инновационным прорывам, поскольку крупные университеты концентрируют в себе мощные научные потенциалы. Как следствие, возрастает и уровень образовательного процесса, организуемого преподавателями, включенными в систему непрерывного образования.
  6. По-настоящему эффективным современное образование может быть только в том случае, когда внимание всех участников образовательного процесса направлено на развитие личности субъекта обучения, на повышение мотивации, поддержку, в том числе психологическую и социальную.
  7. В условиях перехода на профессиональные стандарты, повлекшие за собой необходимость получения специалистами профильного образования, возросли объемы предлагаемых университетами программ переподготовки, как для научно-педагогических работников, так и для специалистов других сфер экономики.
  8. Программы дополнительного профессионального образования приобретают смешанные формы, реализуются с использованием цифровых технологий.

По результатам обсуждения проблемных полей конференции высказаны рекомендации университетам:

  • осуществлять непрерывное образование с учетом принципов обучения  и воспитания с учетом социально-возрастной категории обучающихся;
  • повышать конкурентоспособность университетов на основе развития человеческого ресурса;
  • содействовать развитию человеческого ресурса университета средствами дополнительного профессионального образования, обеспечивая получение сотрудниками университета образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • разрабатывать программы непрерывного образования на основе маркетинговых исследований;
  • сосредоточить на базе университетов непрерывное развитие квалификации кадров для отраслей экономики региона и страны в целом;
  • осуществлять разработку программ непрерывного дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов; согласованности ФГОС и профессиональных стандартов.

Участники конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования и приняли решение о продолжении проведения международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» с периодичностью один раз в два года в условиях расширения числа городов, стран при участии работодателей  и заинтересованных общественных организаций участников.

Оргкомитет конференции

Резолюция принята 12 октября 2018 г.

Контактная информация:

Институт дополнительного образования
Тел.: +7 (351) 267-92-72
Саранская Татьяна Владимировна