Транспортные средства специального назначения

Военные гусеничные и колесные машины

  1. УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: специалитет

2. НАПРАВЛЕНИЕ: 23.05.02 Транспортные средства специального назначения. Специализация “Военные гусеничные и колесные машины”

3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная, 5,5 лет

4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский

5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:

Современная армия – это, прежде всего, высокая мобильность. Чтобы ее обеспечить нужны ВОЕННЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ И КОЛЕСНЫЕ МАШИНЫ.  Все современные военные комплексы, включая мобильные стратегические ракетные комплексы, монтируются на гусеничные и колесные шасси. Высокая надежность и проходимость – основные качества этих машин. И такие машины нужны не только в Армии, но и при освоении труднодоступных районов страны. Разработка конструкции, производство и эксплуатация таких машин – области деятельности выпускников по данной специальности.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН

  • Организация процесса проектирования и производства
  • Организация эксплуатации
  • Повышение эффективности использования
  • Проведение теоретических и экспериментальных исследований
  • Проведение испытаний, анализ результатов испытаний и экспериментальных данных
  • Использование информационных технологий и искусственного интеллекта в сферах деятельности выпускника

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН:

  • Информационные технологии
  • Основы автоматизированного проектирования
  • Цифровые технологии и искусственный интеллект в наземных транспортно-технологических комплексах
  • Нанотехнологии и наноматериалы
  • Теория решения изобретательских задач
  • САМ (Computer Aided Manufacturing) системы в машиностроении
  • Роботизированные наземные транспортно-технологические комплексы
  • Конструкция транспортных средств специального назначения
  • Базовые машины мобильных ракетных комплексов
  • Моделирование процессов при проектировании и испытаниях военных гусеничных и колесных машин
  • Шасси военных гусеничных и колесных машин
  • Механизмы поворота военных гусеничных и колесных машин
  • Методы расчета военных гусеничных и колесных машин
  • Теория транспортных средств специального назначения
  • Конструкторские компьютерные программы в машиностроении
  • CAD системы для проектирования наземных транспортно-технологических машин
  • PDM системы в машиностроении
  • Объекты профессиональной деятельности выпускников:
  • Автотранспортные средства (АО «АЗ Урал», «Миасский завод специализированных автомобилей»)
  • Специальная техника и оборудование (ООО «ДСТ-Урал», АО НПО «Электромашина», АО СКБ «Турбина», АО «НПК «Уралвагонзавод»)
  • Прицепы и полуприцепы («УралСпецТранс», ПАО «Уралавтоприцеп»)

7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

смотреть

8. ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ:

читать

9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:

– Совершенствование трансмиссий быстроходных гусеничных машин.

– Создание « цифровых двойников» многоосных многоцелевых шасси и гусеничных машин.

10. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

профессор кафедры КГМ Кондаков Сергей Владимирович, доктор технических наук

подробнее

11. ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Малоземов А.А., д.т.н.

Трояновская И. П., д.т.н.

Разношинская А.В., к.т.н.

Козьминых В.А., к.т.н.

Никифоров С.С., к.т.н.

Дуюн В.И., к.т.н.

12. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Кафедра “Колесные и гусеничные машины”

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 85
Ауд. 607 корпуса 3а

 

Телефон: (351) 267-99-27
E-mail: sidsm@susu.ac.ru

13. ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ

Каплан Алексей Владимирович:

В марте 1992 года мы окончили обучение на кафедре КГМ и получили дипломы с квалификацией «Инженер-механик». Той самой кафедры, с которой в далеком 1943 году началась история Южно-Уральского государственного университета. С памятных событий защиты дипломов прошло 30 лет. Повод вспомнить и переосмыслить: правилен ли был сделан выбор специальности?

Мы начали обучение на кафедре КГМ в далеком 1984 году.   Это был год, когда Арнольд Шварценеггер получил признание с выходом культового «Терминатора», а Майкл Джексон был признан лучшим исполнителем года; молодой Стив Джобс представил Apple Macintosh, а Билл Гейтс впервые появился на обложке журнала Time с 5-дюймовой гибкой дискетой в руках. Но еще это был год наиболее жесткой фазы противостояния США и Советского Союза: наша страна бойкотировала Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, а главным фронтом борьбы стал Афганистан, где обе стороны обкатывали новейшее тактическое вооружение.

Профессор кафедры «Экономика и Финансы» ЮУрГУ, доктор экон. наук, Член совета директоров ООО «НТЦ-Геотехнология», Председатель совета директоров ООО ПК «Артезианская Вода» Каплан Алексей Владимирович

Военная промышленность нашей страны в те годы была на подъеме, и «Уралвагонзавод», по целевому направлению которого 50 человек (включая меня) поступили на кафедру КГМ Челябинского политехнического института, выпускал до 180 танков модельного ряда «Т-72» в месяц (это более двух танковых дивизий в год!). На основе анализа практического применения машин в боевых условиях в конструкцию базовой модели практически ежемесячно вносились изменения и усовершенствования.

В те времена не было рекламы образовательных услуг и о будущей специальности мы почти ничего не знали. Но на ее выбор повлияло как минимум несколько факторов:

  • перспективная и престижная военная направленность кафедры, окруженная ореолом секретности;
  • наличие военной кафедры по танковому профилю и гарантированная повышенная стипендия;
  • возможность попасть из провинциального города в областной, причем с гарантированным общежитием;
  • целевое направление, обеспечивающее поступление вне конкурса и дополнительную прибавку к стипендии.

Действительность превзошла ожидания, как минимум в части преподавательского состава. Абсолютное большинство – опытные практики с богатым жизненным опытом. Только 2 ярких примера:

– Куратором нашей группы на первом курсе оказался легендарный Милован Ильич Ковачевич: полковник-инженер, приговорённый фашистами к расстрелу в 1941г.; участник партизанского движения в Италии, воевал в составе танковой бригады югославской армии; после войны оказался в СССР и служил в танковых войсках, на военной кафедре ЧПИ и наконец преподавал на кафедре КГМ. 

 – Заведующий кафедрой – Михаил Иосифович Злотник: инженер-конструктор, изобретатель, педагог, ученый, канд. техн. наук, профессор; Начальник отдела КБ ЧТЗ; автор более 190 научных публикаций; обладатель 37 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

В этом мире что-то пошло не так, и с 1985 года студентов начали призывать в армию. Практически весть наш поток на два года прервал обучение для срочной службы. Армейская закалка в различных точках нашей необъятной Родины и за ее пределами (для кого-то – в боевых условиях) лишь повысила мотивацию на получение высшего образования. Как и большинство однокашников, демобилизовавшихся в 1987-88 году, по окончании службы я восстановился в институте и продолжил обучение на ставшей уже родной кафедре.

Все ребята, обучение которых с учетом армии в итоге растянулось практически на 8 лет, очень сдружились. Не только учеба, но и совместное участие в работе, спорте и отдыхе сближало. Центром общения стало общежитие №5, где проживало более половины нашего потока. С третьего курса большинство из нас подрабатывало в самых различных областях: строительстве, производстве, сервисе и логистике. С пятого курса я начал совмещать учебу с работой в НИИОГР, на материалах которого впоследствии выполнил дипломную работу по исследованию процессов эксплуатации и ремонта большегрузной карьерной техники. Надо отметить, что это оказалась первая дипломная работы в истории кафедры: до этого защищались только дипломные проекты.

В марте 1992 года мы вышли на защиту дипломов. И если при поступлении в 1984 году наш поток состоял из 6 групп общей численностью 150 человек, то к моменту окончания обучения осталось 4 группы, а дипломы инженеров получили 79 человек.

К этому времени кардинально изменилось и наша жизнь. Дело даже не в том, что Челябинский Политехнический институт был преобразован в Технический Университет. Это оказалось, по сути, незначительным событием на фоне того, что Советского Союза не стало: мы оказались в другой стране, которая переживала политические пертурбации, социальные катаклизмы, глубочайший экономический спад. Крупнейший в мире военно-промышленный комплекс фактически перестал финансироваться и стремительно терял свое могущество. Промышленное производство и наука разваливались, люди высшей квалификации теряли рабочие места и зачастую торговали на рынках какой-то мелочевкой просто для того, чтобы хоть как-то выживать. 

В 1992 году производство танков в Нижнем Тагиле сократилось до 2-3 единиц в месяц. Сейчас даже трудно представить такой уровень падения для промышленного предприятия: не в 2 и даже не в 10, но 50 и более раз! Молодому специалисту устроиться на работу по специальности в оборонном предприятии было можно, но ожидать достойной зарплаты и карьерного роста – просто наивно. И в такой ситуации оказался каждый из нас – выпускников 1992 года.

Оценивая с высоты прожитых лет тот экономический коллапс, удивляет одно: каждый из нас нашёл своё место в жизни и состоялся как специалист в самых разных областях. Бывшие однокашники работают конструкторами, ведущими специалистами и руководителями различного уровня на производстве не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья; несколько человек достигли званий подполковника в сфере правоохранения.  Есть организаторы успешных бизнесов в производстве,  коммерции и финансовых структурах. Я сам, получив должность инженера в НИИ еще до выхода на диплом, в дальнейшем защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию; 7 лет работал генеральным директором компании, поднимая ее практически с «нуля» до уровня крупнейшего в Челябинске проектного института, признанного ведущими компании горно-металлургического комплекса России и Казахстана.

Почему мы смогли состояться и найти свое место в жизни? Думаю, что прежде всего потому, что кафедра КГМ нам дала настоящее высшее образование: многостороннее и глубокое. И дело безусловно не только в программах обучения или материальной базе. Прежде всего – кафедра предоставила нам преподавателей: настоящих Профессионалов и Педагогов.

Наш поток выпускников сохраняет общение, проводит регулярные встречи. Ни один выпускник не пожалел о выборе специальности и кафедры для обучения. И по традиции в первую очередь мы вспоминаем тех, кто открыл нам дорогу в эту жизнь: наших Учителей.

14. ВИДЕО

15. ФОТО

16. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

смотреть