Сотрудники и преподаватели Института социально-гуманитарных наук ведут научную деятельность в следующих областях:
• Филология (литературоведение): теория и история жанра; проблемы художественного синтеза; проблемы жанрово-стилевого анализа литературных произведений; явление жанровых трансформаций; феномен прозаического цикла (в том числе микроцикла); мемуарно-дневниковые формы творчества; литературный импрессионизм; современная литературная сказка; книги художников как явление литературного процесса ХХ – XXI вв.; и т.д.
• Журналистика: изучение особенностей конвергенции СМИ, специфики функционирования телевидения, радиовещания, печатных и интернет-СМИ в условиях современных мультимедийных информационных технологий; анализ информационного потенциала общества и ресурсов российской медиасистемы; исследование новых возможностей оптимизации взаимодействия региональных СМИ и общества; и т.д.
• История: культурная история поздней Российской империи, Первой мировой войны, российской революции и Гражданской войны, Советского Союза; история памяти; миграционные исследования в исторической ретроспективе; история советской/ российской интеллигенции.
• Археология: археология степей Евразии, социальная археология, геоархеология; изучение пограничья культурных миров на примере Южного Урала от древности до Нового времени.
• Психология: Закономерности психологических кризисов в онтогенезе; идентичность и зрелость; риски и ресурсы кризисных периодов как переходных от предыдущего к последующему возрастному периоду. Разработка психологических тестов и их психометрическая проверка.
• Социология и политология: Проведение научных исследований и разработок по актуальным проблемам развития общества, разрешению социальных конфликтов, проблем социальных инновации в отношении основных сфер жизнедеятельности современного общества.
Преподаватели института участвуют в крупных проектах, выполняемых по федеральным, международным программам и для реального сектора экономики:
• Факультет журналистики: «Газеты средних и малых городов России» (совместно с факультетом журналистики МГУ). «Социокультурная роль российского ТВ в национальном информационном пространстве» (совместно с Академией медиаиндустрии); «Познавательное телевидение: от концепции к модели» (совместно с Томским государственным университетом); «Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному мультимедийному ньюсруму» Всероссийский научно-методический семинар Учебно-методического Совета по журналистике (совместно с факультетом журналистики МГУ) на базе журфака ЮУрГУ,
• Исторический факультет: “1914-1918 Online. International Encyclopedia of the First World War” – international collaborative project involving more than 1000 scholars from 52 countries who create and maintain the English language international open-access knowledge base and reference work on the First World War.
• Факультет психологии: Участие в международной группе совместно с Russian-British Laboratory of Behavioural Genetics, Goldsmiths University of London и ведущих университетов РФ в Программе исследования INRiCHD (International Network for research in child health and development) «Пространственные способности как предиктор успешности обучения STEM (science, technology, engineering, mathematics): молекулярно-генетическое, нейрофизиологическое и кросс-культурное исследование».
В институте проводят различные научно-исследовательские работы по заданию Министерства образования и науки РФ по направлениям: «Разработка программы мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании»; «Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии» и др.
Некоторые темы магистерских диссертаций 2015 – 2017 годов:
• Современная книга на стыке технологий и дискурсивных практик (литературный арт-проект «Аркаим»)
• Поэтика современной российской драмы (школа Н. Коляды)
• Особенности функционирования открытой журналистики в современном информационном пространстве
• Структурно-содержательная характеристика современной медиакарты Челябинской области
• «Живые» («свидетельские») репортажи как особый источник информации
• Реформа высшего образования как направление государственной образовательной политики.
• Психологическая коррекция психосоматических заболеваний.
• Особенности воздействия фильмов-экранизаций на зрителей с различными социально-психологическими и социокультурными установками.