23 апреля преподаватели кафедры социологии ИМСГН приняли участие в работе ежегодной конференции профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского государственного университета.
С докладом на тему «Опыт проектного обучения магистрантов-социологов в вузе: практика реализации и перспективы» выступила доцент кафедры социологии, к.соц.н., доцент Елена Ивановна Салганова.
Елена Ивановна рассказала о реализации проектного обучения студентов, обучающихся по направлению «Социология», в частности, о ключевых достижениях в 2023-2024 гг. магистрантов-социологов, профиль «Экспертиза, консалтинг и управление социологическими исследованиями», реализующих проект «Социокультурная и языковая адаптация иностранных обучающихся из стран Азии в системе образования Челябинской области».
Инициаторы (заказчики) проекта: Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде ЧИРПО и Научно-исследовательская лаборатория миграционных исследований ЮУрГУ (НИУ). Проект будет реализовываться в течение двух лет.
Проект направлен на разработку программы социокультурной и языковой адаптации иностранных обучающихся из стран Азии в системе образования Челябинской области.
В ходе его реализации магистранты разрабатывают целый комплекс интерактивного методического материала для обучающихся, педагогов и преподавателей образовательных организаций региона, а также проводят научно-исследовательские работы по изучению социокультурной и языковой адаптации иностранных студентов и детей с миграционной историей, в том числе детей-инофонов из стран Азии в системе образования Челябинской области.
Магистрантами подготовлен ряд научных обзоров по различным темам, которые легли в основу рукописей, опубликованных в научных журналах (всего за период 2023-2024 гг. подготовлено 14 статей), инфографик, макетов комиксов, результатов НИР, направленных на изучение патриотизма и гражданской идентичности обучающихся с миграционной историей, финансовой грамотности, поведения иностранных обучающихся, а также обучающихся с миграционной историей в социальных сетях, цифровой среде и т.д.
Кроме того, был представлен целый комплекс методических разработок магистрантов, подготовленных для педагогов образовательных организаций Челябинской области.
Магистранты активно использовали материал, полученный в ходе реализации НИР «Анализ механизмов формирования мигрантской инфраструктуры в российском городе (на примере Челябинской области)», выполненной при финансовой поддержке Российского научного фонда Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс) № 23-28-10211).
В заключении Елена Ивановна обозначила перспективные направления развития и применения технологии проектного обучения по направлению «Социология», способствующие практико-ориентированной профессиональной подготовки, повышению мотивированности и вовлеченности студентов в процесс освоения компетенций, вовлечению работодателей по профилю подготовки в образовательный процесс, привлечению новых компетенций и ресурсов из реального сектора экономики и индивидуализации учебного процесса.
Елена Салганова считает, что «анализ промежуточных результатов реализации проекта свидетельствует об эффективности технологии проектного обучения в ЮУрГУ, поскольку подобные практики в целом позволяют повысить мотивацию и подготовку обучающихся к профессиональной деятельности, сформировать у них новые компетенции в процессе решения конкретных практических задач, имеющих научное и практическое значение на основе установления непосредственной связи учебного процесса с практическим опытом обучающихся в познавательной, творческой и учебно-исследовательской деятельности. Кроме того, реализация конкретного проекта позволяет установить тесное взаимодействие обучающихся с работодателями профильных организаций, что способствует обеспечению высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда».