Социологи приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции: «Социологическое образование в России: становление, состояние и перспективы»

Социологи Института медиа и социально-гуманитарных наук приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции: «Социологическое образование в России: становление, состояние и перспективы», посвященной 30-летию социологического образования в Республике Башкортостан и Дню социолога в России.

Организаторами конференции выступили Факультет философии и социологии Уфимского университета науки и технологий, Российское общество социологов и Башкортостанское отделение Российского общества социологов.

На конференции обсуждались вопросы, касающиеся вопросов современного состояния, проблем и перспектив развития социологического образования в России и регионах; перспективы социологического образования в свете реформирования системы российского высшего образования; особенности взаимосвязи социологического образования и региональных рынков труда; проблемы интеграции социологического образования с другими направлениями подготовки, развития общества в условиях цифровизации и др.  

На конференцию были приглашены Елена Салганова, заведующий кафедрой социологии ИМСГН и Михаил Рыбалко, студент 4 курса очной формы обучения направления «Социология», уровень бакалавриата.  

Темы докладов социологов касались отдельных результатов исследования по проблеме цифровой грамотности в регионе. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда Конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22–18–20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».  

В докладе Е. Салгановой актуализировались вопросы повышения цифровой грамотности обучающихся региона, в том числе формирования  у подростков навыков противодействия деструктивному контенту в Интернете. В настоящее время данные вопросы особенно актуальны, поскольку развитие цифровых технологий, всемирной сети Интернета имеют двустороннюю направленность. С одной стороны, цифровая среда выполняет полезные функции, являясь помощником в образовании, обучении, ресурсом учебной и научной информации. Интернет активно используется в образовании для организации и проведения лекционных и практических занятий, общения, вне зависимости от географического и территориального нахождения собеседника посредством огромного количества специальных площадок в виде социальных сетей. В социальных сетях обучающиеся и педагоги общаются, заводят новые знакомства. Обратной стороной цифровой среды является наличие в Интернете информации, которая может быть опасна для неустойчивой психики детей и подростков. Наличие и распространение деструктивного контента, развитие Интернет-зависимости, угрозы вовлечения в радикальные и экстремистские сообщества – это только небольшая часть угроз цифровой среды. Внимание научного сообщества и органов власти привлекают проблемы распространения в сети Интернет информации, носящей негативный характер. Вместе с тем, правовое регулирование распространения информации в сети Интернет возможно с учетом состояния медиа–информационной грамотности граждан и специфики функционирования информации, которая характеризуется в качестве особого состояния общества эпохи постправды. Для современной информационной среды  свойственно апелляция на эмоции и субъективные убеждения.  

Результаты исследования показали, что тема цифровой грамотности крайне актуальна в среде молодежи и в сфере образования региона:  для подавляющего большинства молодых людей области наиболее популярными источники информации  являются социальные сети, мессенджеры, telegram-каналы и новостные Интернет-порталы, что обуславливает необходимость усиления контроля над цифровой средой, проведению мероприятий, направленных на выявление деструктивного контента, повышению цифровой грамотности обучающихся. Молодые люди доверяют информации, которая публикуется в Интернете, на цифровых площадках они знакомятся с последними новостями в стране и мире, находят там всю необходимую для них информацию. Подавляющее большинство обучающихся области ежедневно находятся в социальных сетях, проводят там все свое свободное время. Однако немало и тех, кто предпочитает запрещенные законодательством РФ платформы, признанные экстремистскими на территории нашей страны.

Проведенное исследование 2022 года свидетельствует об отсутствии какого-либо контроля и ответственности со стороны родителей в этой сфере. Подавляющее большинство челябинских семей не уделяют должного внимания вопросу безопасного использования их детьми Интернета и цифровой среды в целом. Проблема здесь в том, что довольно многие родители сами не владеют необходимыми знаниями и навыками в сфере медиабезопасности. На это указывает сама молодежь. Не уделяется должного внимания вопросам цифровой грамотности и в образовательных учреждениях. Около четверти обучающихся области указывают на то, что в их образовательных учреждениях не проводятся мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности. Организация и проведение подобных мероприятий зачастую носят не системный и не обязательный характер. Однако, значимость и необходимость мероприятий по цифровой грамотности обусловлена, в том числе и ростом в последние годы на территории России и на Урале случаев, связанных с проявлениями скулшутинга, буллинга и кибербуллинга в образовательной среде, распространением среди молодежи случаев суицидального или около суицидального поведения. Результаты, проведенного на территории Челябинской области, показали, что более трети школьников, обучающихся колледжей, техникумов и каждый четвертый студент вуза регулярно или хотя бы раз в жизни сталкивались лично с кибербуллингом. Причем, основаниями для травли в Интернете могут быть разными – от уровня и качества жизни до национального признака. На необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику деструктивных угроз, в том числе в виртуальном пространстве, обращает сама молодежь. Наиболее эффективными, по мнению обучающихся школ, студентов колледжей, техникумов и вузов, являются индивидуальные консультации со специалистом, регулярные лекции и семинары с приглашенными спикерами из числа экспертов в этой области, создание и популяризация сообществ в социальных сетях и мессенджерах, горячие линии для получения консультаций.

Доклад Михаила Рыбалко также был посвящен исследованию цифровой грамотности обучающейся молодежи. В нем ыли освящены основные результаты  исследования цифровой грамотности учащейся молодежи, проведенного весной 2022 года, определены методические особенности проведенного опроса с помощью формализованных интервью, оценивался  уровень владения технологиями и сформированность цифровых компетенций обучающихся школ, СУЗов и ВУЗов Челябинской области, рассмотрены наиболее актуальные в среде обучающейся молодежи каналы получения информации в виртуальном пространстве и уровни доверия к ним.