Материаловедение и технологии материалов

  1. УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: магистратура

2. НАПРАВЛЕНИЕ: 22.04.01 Материаловедение и технологии материалов

3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский

5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:

Материаловеды – это ученые и инженеры, которые увлечены производственно-технологической, научно-исследовательской, организационной и управленческой деятельностью в области инновационных технологий получения новых материалов, покрытий, обработки и производства изделий из них. 

Ключевые направления развития материаловедения сегодня:

–аддитивные технологии – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3d-технологий;

–нанотехнологии – способы производства и применения искусственно созданных объектов нанометровых размеров (1 нм = 10-9 м);

–компьютерное моделирование структуры и состава – разработка математических моделей, определяющих взаимосвязь «состав–технология–свойства»,

–системный анализ многофакторных воздействий – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных объектов, основанный на применении компьютерной техники;

–«зеленые» технологии, позволяющие заменить вредные производства на безопасные, защитить от загрязнения атмосферу, почву, пресную воду и мировой океан, исключить получение токсичных отходов.

Студенты-материаловеды получают теоретическую и практическую подготовку в области материаловедения, разработки, получения, исследования, модификации, использования материалов для машиностроения, авиационной, ракетно-космической техники, судостроения, атомной, медицинской техники и других высокотехнологичных отраслей экономики. Они осваивают современные методы исследования химического состава, структуры и свойств материалов, приобретают навыки работы на технологическом и исследовательском оборудовании, использования технологической оснастки и средств автоматизации технологических процессов.

Программа подготовки адаптирована под запросы конкретных работодателей и осуществляется в тесном сотрудничестве с ними.

Выпускники магистратуры, которые хотят заниматься научными исследованиями или преподаванием, имеют возможность поступить в аспирантуру.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН:

  • Физика деформации материалов
  • Фазовые и структурные превращения
  • Прикладная термодинамика и кинетика
  • Термодинамика неравновесных процессов
  • Перспективные конструкционные и функциональные материалы на металлической основе
  • Перспективные конструкционные и функциональные материалы на неметаллической основе
  • Современные методы исследования структуры материалов
  • Современные методы физико-химического анализа материалов
  • Основы получения и диагностика функциональных материалов
  • Дефекты и контроль качества материалов
  • Объёмные наноструктурные и ультра мелкозернистые материалы
  • Перспективные композиционные материалы

7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

читать

8. ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ:

  • Термодинамический анализ удаления хлоридов из цинксодержащего сырья при нагреве
  • Создание композитного материала на основе силикона и гексаферрита бария, замещенного титаном BaFe11TiO19
  • Разработка технологии получения композитного материала на основе шпинельного феррита (NiZnCu)Fe2O4
  • Изучение основных этапов производства водозапорной арматуры из латуни
    марки ЛС 59 – 1

9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:

— создание композиционных оптически активных сорбционных комплексов на основе смешанных оксидов для ликвидации загрязнений почв и водоемов солями тяжелых металлов и радиоактивными отходами путем развития процессов необратимой сорбции и активной минерализации. Работа ведется совместно с группой предприятий «Курс», ОАО «Магнезит»;

— разработки механизмов карботермического восстановления металлов из оксидных соединений. Изучены процессы восстановления твердых хромовых руд Приполярного Урала;

— создание оборудования и технологий проведения металлотермических плавок с вентилируемой реакционной зоной;

— работы в области термодинамики сплавов цветных металлов;

— фундаментальные работы в области совершенствования технологии противофлокенной обработки сталей;

— работы по созданию и исследованию свойств нанопористых углеродных материалов, графитоподобных материалов с высоким содержанием азота (до 22%). Это перспективные материалы для электродов электрохимических устройств: аккумуляторов, конденсаторов, топливных ячеек, носителей катализаторов. Работы выполняются под руководством старшего научного сотрудника Д.А. Жеребцова и при активном участии ученых из университетов Лаппеенранта и Штутгарта. Разрабатываются методы синтеза новых кристаллических форм углерода;

— работы по совершенствованию режимов термической и термомеханической обработки трубных сталей, жаропрочных сплавов на основе никеля и хрома, высокопрочных алюминиевых сплавов;

— проект «Молекулярно-динамическое исследование влияния напряжений на мартенситное превращение в твердых растворах Fe-С».

Ежегодно сотрудниками кафедры публикуется более 60 статей, из них более 20 в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science.

Работы поддержаны грантами РНФ, РФФИ, Министерства образования и науки РФ.

10. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Винник Денис Александрович, д.х.н., доцент

E-mail: vinnikda@susu.ru

11. ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

  • Винник Д.А.,
  • Ильичев В.Л.,
  • Карева Н.Т.,
  • Корягин Ю.Д.,
  • Лапина И.В.,
  • Рущиц С.В.,
  • Трофимов Е.А.,
  • Шабурова Н.А.

12. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск,

пр. Ленина, 76,

Политехнический институт,

кафедра “Материаловедение и физико-химия материалов”

 

ауд. 322/ГУК (западное крыло) – зав. кафедрой

ауд. 414, 421/ГУК (западное крыло) – преподавательские

Телефон: 8(351) 272-35-55

 Сайт кафедры 

13. ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ

В 2016 году я окончила бакалавриат по направлению «Материаловедение и технологии материалов», а в 2018 году магистратуру по направлению «Металловедение и термическая обработка металлов». Обучение по данным программам даёт вам возможность работать в разных структурах металлургические предприятий и не только, потому что вы получаете знания по физике металла, о механических испытаниях и методах исследования, о металловедении, коррозии, термической обработке, физической химии.

Юсупова Л.И., инженер-исследователь Центра исследований и разработок, ЧТПЗ

Благодаря практике на производстве, которую мы проходили со второго курса, мы знакомились с деятельностью предприятий и смогли выбрать для себя направление по нашим предпочтениям, а бесценный опыт преподавателей и их чуткое руководство помогало нам стать хорошим специалистом.

Ботников С.А., руководитель направления по технологии и качеству ООО «Эколант» Нижегородская область, г. Выкса

Кафедра физической химии (сейчас кафедра материаловедения и физико-химии материалов) зарекомендовала себя с хорошей стороны благодаря профессорско-преподавательскому составу, так как именно они создавали такую дружелюбную атмосферу, что для меня иногда в первое время было непривычно после школы. Я очень благодарен преподавателям за приобретенные знания, они мне помогают на моей нынешней работе. Полученная база помогла мне развиваться и вырасти до высококлассного специалиста в области черной металлургии. После завершения учебы не забываю кафедру, часто бываю в университете и вижу сохранение хороших традиций для студентов, что приборная база кафедры расширяется. Абитуриентам желаю удачи и думаю, что они сделают правильное решение и выберут кафедру материаловедения и физико-химии материалов.

14. ВИДЕО

15. ФОТО:

16. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Студенты – материаловеды успешно участвуют в российских олимпиадах по материаловедению; в командном решении комплексных заданий, связанных с выбором необходимого материала для конкретных, как правило, экстремальных условий, его получения, обработки, и экономическими расчетами необходимых затрат. Несколько лет подряд они занимают призовые места в студенческих внутриуниверситетских и общероссийских соревнованиях, проведенных в Челябинске, Красноярске и Санкт-Петербурге.