Прикладная механика

  1. УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: магистратура

2. НАПРАВЛЕНИЕ: 15.04.03 «Прикладная механика»

3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский

5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:

Область профессиональной деятельности магистра подразумевает обучение следующим навыкам:

  • теоретическое, компьютерное и экспериментальное исследование научно-технических проблем и решение задач прикладной механики:
  • задач динамики, прочности, устойчивости, рациональной оптимизации, долговечности, ресурса, живучести, надежности и безопасности машин, конструкций, композитных структур, сооружений, установок, агрегатов, оборудования, приборов и аппаратуры и их элементов;
  • применение информационных технологий, современных систем компьютерной математики, технологий конечно-элементного анализа, наукоемких компьютерных технологий:
  • программных систем компьютерного проектирования, то есть систем автоматизированного проектирования (САПР или CAD-систем)
  • программных систем инженерного анализа и компьютерного инжиниринга (САЕ-систем)
  • применение передовых технологий, а именно:
  • “Simulation-Based Design” (компьютерное проектирование конкурентоспособной продукции, основанного на интенсивном применении многовариантного конечно-элементного моделирования)
  • “Digital Mock-Up” (технологии разработки цифровых прототипов на основе виртуальных, цифровых трехмерных моделей изделия и всех его компонентов, позволяющих исключить из процесса разработки изделия создание дорогостоящих натурных моделей-прототипов и позволяющих “измерять” и моделировать любые характеристики объекта в любых условиях эксплуатации)
  • исследование проблем механики контактного взаимодействия, контактного повреждения и разрушения, проблем трибологии (трения, износа и смазки), надежности (в первую очередь, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, износостойкости, усталости и коррозии) машин, их деталей, узлов трения и триботехнических систем
  • управление проектами, управление качеством, управление наукоемкими инновациями, маркетинг, стратегический и инновационный менеджмент, предпринимательство в области высоких наукоемких технологий, организация работы научных, проектных и производственных подразделений, занимающихся разработкой и проектированием новой техники и технологий, внедрением и применением наукоемких технологий

В процессе обучения на нашей кафедре по направлению 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» студент получает знания по конструкторскому сопровождению производства
и испытаний ДВС и их компонентов, концептуальному проектированию ДВС и их компонентов, проведению поисковых исследований по созданию перспективных образцов ДВС и их компонентов, разработке конструкций ДВС и их компонентов с учетом современных технологий изготовления и сборки, законодательных требований и требований по пассивной и активной безопасности автотранспортных средств (АТС).

Наша кафедра («Двигатели внутреннего сгорания», а сегодня – «Двигатели внутреннего сгорания и электронные системы автомобилей») была создана в 1943 году и является одной из старейших в университете. Первый выпуск инженеров-двигателистов состоялся в 1947 году.
К настоящему времени кафедрой  подготовлено  свыше 3000 специалистов по ДВС, более 300 выпускников получили дипломы с отличием.

Одной из первых в стране кафедра ДВС перешла к внедрению в учебный процесс и научно-исследовательскую работу автоматизированных и компьютерных систем, остаемся верны этому тренду мы и сегодня: студенты нашей кафедры изучают суперкомпьютерное моделирование технических устройств и процессов, основы теории метода конечных элементов, автоматизированное проектирование, электронные системы управления и диагностирования двигателей.

По окончании обучения выпускники магистратуры по направлению 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» могут поступать в аспирантуру по тепловым двигателям на нашей кафедре.

Студенты задействованы не только в учебном процессе, они также привлекаются к научно-исследовательских работам, проводимым кафедрой, в которых участвуют с большим желанием
и интересом, развиваясь и совершенствуясь как будущие высококлассные специалисты. Эти работы представлены широким спектром задач современного и перспективного двигателестроения, такими, как совершенствование процессов топливоподачи
и смесеобразования, многотопливность двигателей и применение биотоплив, водородо-
и кислородосодержащие топлива для ДВС, защита двигателей от тепловых и механических перегрузок в экстремальных условиях эксплуатации, оптимизация систем электронного управления и диагностирования, экологичность двигателей внутреннего сгорания.

Уже много лет кафедра успешно реализует один из самых современных и эффективных методов высшей школы – проектное обучение, в процессе которого студенты участвуют
в комплексном решении – от постановки задачи до защиты магистерской диссертации – реальных производственных задач в областях расчета, проектирования, конструирования, исследования, технического и сервисного обслуживания, диагностики, цифрового моделирования и создания цифровых двойников ДВС.

В процессе обучения студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, позволяющими заниматься конструкторским сопровождением производства и испытаний ДВС и их компонентов, концептуальным проектированием ДВС и их компонентов, проведением поисковых исследований по созданию перспективных образцов ДВС и их компонентов, разработкой конструкций ДВС и их компонентов с учетом современных технологий изготовления и сборки, законодательных требований и требований по пассивной и активной безопасности АТС.

Кафедра использует в обучении моторные и безмоторные стенды, макеты агрегатов и узлов двигателей, демонстрационные установки и современные компьютерные системы, действующие стенды для проведения испытаний двигателей, стенды для испытания дизельной топливной аппаратуры, устройства и приборы для контроля систем питания ДВС. Практические навыки по конструированию, исследованию, эксплуатации, ремонту, техническому и сервисному обслуживанию двигателей студенты получают и закрепляют в специализированных лабораториях кафедры, оснащенных современным оборудованием австрийской фирмы AVL. Для выполнения учебных и научно-исследовательских работ студентам предоставляется зал персональных компьютеров, при этом обучающиеся получают свободный доступ к программному комплексу AVL, являющемуся одним из лучших в мире в области моделирования и исследования процессов в поршневых и комбинированных ДВС.

Выпускники магистратуры нашей кафедры востребованы на рынке труда и благодаря полученным знаниям достигают значительных высот карьерного роста и материального положения.

Трудоустройство выпускников-магистров обеспечивается на таких предприятиях и в таких сферах, как:

  • ПАО «КАМАЗ»;
  • «Уральский дизель-моторный завод», г. Екатеринбург;

Предприятия Челябинска и области:

  • «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК»;
  • Моторный завод «ЧТЗ-УРАЛТРАК»;
  • Тракторный завод «ДСТ-Урал»;
  • автомобильный завод «УРАЛ»;
  • СКБ «Турбина»;
  • Компания УРАЛКАМ;
  • Компания «UZ-DAEWOO»;
  • «Челябинская компрессорная компания»;
  • «Челябинский механический завод»;
  • ЗАО «Электромашина»;
  • промышленные предприятия энергетического двигателестроения Урала и России;
  • автосервисные и дилерские центры, автомастерские;
  • автотранспортные предприятия;
  • заводы и конструкторские бюро;
  • малый и средний бизнес;
  • собственное дело.

 «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» – ТВОЙ ВЫБОР УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО!

7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

читать

8. ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ:

  • Исследование теплового состояния резинометаллических шарниров и оценка их коэффициента запаса по термомеханическому разрушению
  • Механические свойства композитов с термопластичной и термореактивной матрицами
  • Учёт трансверсально-сдвиговых свойств при оценке прочности элементов конструкций из композитов
  • Анализ неупругих деформаций в корпусе камеры сгорания ГТД
  • Диагностическая система ветроэнергетической установки
  • Исследование динамики ротора асинхронного электродвигателя
  • Совершенствование методики оценки критических частот ротора турбомашины

9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:

  • Новые конструкционные композиты и методы проектирования из них ответственных конструкций высокого весового совершенства (рук. Д.т.н., проф. С.Б. Сапожников)
  • Анализ устойчивости процессов неупругого деформирования и безопасности конструкций, работающих в условиях термомеханического нагружения (рук. Д.т.н., проф. А.О. Чернявский)
  • Разработка методов построения расчетных динамических моделей конструкций по результатам их экспериментальных исследований (рук. К.т.н., зав. каф. Тараненко П.А.)
  • Прогнозирование долговечности гусеничных машин при случайном воздействии (рук. д.т.н., проф. А.А. Абызов)

10. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Главный научный сотрудник, профессор кафедры «Техническая механика», 
старший научный сотрудник Инновационного отдела, 
доктор технических наук, профессор Сапожников Сергей Борисович
 

https://tehmeh.susu.ru/sapozhnikovsb/

  1. ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Доктор технических наук, профессор Абызов Алексей Александрович

https://tehmeh.susu.ru/abyzovaa/

Доктор технических наук, профессор Чернявский Александр Олегович

https://tehmeh.susu.ru/cherniavskiiao/

Кандидат технических наук, доцент Порошин Вадим Борисович

https://tehmeh.susu.ru/poroshinvb/

13. ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ:

читать

14. ВИДЕО

15. ФОТО:

16. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

17. РАБОТОДАТЕЛИ:

РФЯЦ–ВНИИТФ им. ак. Е. И. Забабахина (Снежинск),

ОКБ «Новатор» (Екатеринбург)

АО «ГРЦ Макеева» (Миасс),

АО «КОНАР» (Челябинск),

ООО «Делкам-Урал» (Екатеринбург),

ООО «Адванс Инжиниринг» (Екатеринбург),

«Прогресстех» (Москва),

АО «СКБ «Турбина» (Челябинск),

ОАО «Трубодеталь» (г. Челябинск),

АО ПГ «Метран» (г. Челябинск),

ООО «ЭлМетро Групп» (г. Челябинск),

ГК «Крановые технологии» (г. Челябинск),

ПАО «ЧКПЗ»,

ООО «НИК» (г. Москва).