РЕЗОЛЮЦИЯ международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования»

27 Фев

25 – 26 октября 2016 г. состоялась вторая международная научно-практическая конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования».

Конференция проведена ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» под эгидой Аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Совета ректоров Уральского федерального округа, Ассоциация инженерного образования России, совместно с Южночешским университетом (Чехия, г. Ческе-Будейовице) и Университетом Константина философа в Нитре (Словакия, г. Нитра).

Целью конференции было расширение международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования через обмен мнениями и обсуждение глобальных и частных проблем непрерывного образования. Предметом обсуждения на конференции стали проблемы, тенденции и перспективы развития непрерывного образования, а также место и роль современных университетов в системе непрерывного образования людей.

В ходе конференции были обсуждены многочисленные актуальные вопросы непрерывного образования в рамках следующих проблемных полей:

  • Место и роль университетов в системе непрерывного образования.
  • Непрерывное образование инженерных кадров. Инженеры будущего.
  • Непрерывное образование научно-педагогических кадров.
  • Педагогический дизайн. Реализация программ дополнительного профессионального образования.
  • Интегрирование технологий электронного обучения в систему непрерывного образования. Освоение технологии MOOК.
  • Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения.
  • Механизм частно-кластерно-государственного партнерства в непрерывном образовании.

В обсуждении проблем непрерывного образования приняли участие 160 специалистов из 5 стран (Российской Федерации, Чешской Республики, Китайской народной республики, Казахстана, Великобритании), из 22 городов мира. Число зарубежных участников составило 16 человек.

Конференция проводилась в режимах пленарного заседания, работы секций, семинара и мастер-классов. Языки конференции – русский и английский.

Широкий круг актуальных вопросов непрерывного образования в контексте функционирования и развития университетов XXI века был представлен докладами на пленарном заседании, на котором выступили крупные специалисты в соответствующих областях:

проректор по научной работе Южно-Уральского государственного университета (НИУ), д.т.н., профессор С.Д. Ваулин на тему «Непрерывное инженерное образование – ключевое направление развития Университета. Концепция SMART University. Проект 5-100»;

директор Института дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ), к.т.н. доцент И.А. Волошина на тему «Непрерывное образование в целях повышения конкурентоспособности Университета XXI века»;

замдиректора Института дополнительного образования, директор научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ЮУрГУ (НИУ), д.п.н., профессор И.О. Котлярова на тему «Система формального, неформального и информального образования НПР»;

доцент кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций, ЮУрГУ (НИУ) Э.Ф. Брайан на тему «Rethinking the writing centre for working with faculty: a Russian example»;

заведующий кафедрой экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления ЮУрГУ (НИУ), д.э.н., профессор В.С. Антонюк на тему «Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения»;

председатель Правления Ассоциации «Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы», к.э.н., доцент  В.Д. Семёнов на тему  «Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения эффективности взаимодействия ВУЗов и органов местного самоуправления в работе по реализации требований о повышении действенности муниципального контроля»;

независимый международный эксперт, член Международной академии качества, магистр, Ю. Антилла (г. Хельсинки, Финляндия) на тему «Striving for excellence in quality of university education and learning»;

проректор по международным связям в Южно-Чешском университете, д.п.н., PhDдоцент Р. Заводска; преподаватель и аспирант кафедры биологии педагогического факультета Л. Рокос (г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика) на тему «Formative assessment methods in biology education: pedagogical study in primary schooling in the Czech Republic»;

заведующий кафедрой педагогики, заместитель декана педагогического факультета в Южно-Чешском университете, магистр, PhD М. Прохазка (г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика) на тему «Образование в начале 21-ого века и его задачи в современном обществе».

Проведенные мастер-классы и практикоориентированный семинар способствовали освоению слушателями современных компетенций проектирования и реализации программ непрерывного образования для разных категорий слушателей и разного уровня образования.

Проведены мастер-классы:

«Проблематика подготовки, реализации и оценки курсов и проектов непрерывного университетского образования». Ведущий М. Прохазка – заведующий кафедрой педагогики, заместитель декана педагогического факультета в Южно-Чешском университете, магистр, PhD (г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика).

«Смешанное обучение – альтернатива традиционной модели». Ведущий И.В. Ставцева – доцент кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций, ЮУрГУ (НИУ), к.п.н., доцент.

«Виртуальная среда обучения «Edmodo»: возможности, перспективы, способы организации обучения». Ведущие Е.Н. Ярославова – к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций; И.А. Колегова – к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций; ЮУрГУ (НИУ).

«Дистанционные технологии в научно-исследовательской деятельности магистрантов». Ведущий Е.И. Хабирова – к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций, ЮУрГУ (НИУ).

«Разработка дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов». Ведущий Т.В. Саранская – специалист по учебно-методической работе в Институте дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ).

В рамках обсуждения вопроса интеграции образования, науки и предпринимательства в России прошел семинар «Особенности процесса трансфера технологий в России. Возможности EEN». Ведущий А.В. Мурашев – директор ЗАО «Южно-Уральский инновационно-технологический центр».

Слушатели отметили актуальность, высокий научный уровень докладов, представленных на пленарном заседании, их соответствие мировым образцам, а также инновационность, полезность и несомненную практическую значимость вопросов, обсужденных в рамках семинара и мастер-классов.

Участники конференции отметили:

  1. Непрерывное образование достигло к настоящему периоду зрелости как в плане научного обоснования концепции, так и в аспекте внедрения системы образования длиною и шириной в жизнь. Современное непрерывное образование представляет собой единство формального, неформального и информального образования, которые в целостности придают ему системность и непрерывность. Непрерывность образования обеспечивается его атрибутивностью по отношению к жизнедеятельности человека. Систематичность образования обусловлена признаком системности формального образования, а также наличием личных и групповых образовательных и профессиональных потребностей людей как системообразующих факторов выстраивания их индивидуальных образовательных траекторий. Основаниями системной разработки формальных аспектов непрерывного образования должны стать профессиональные и образовательные стандарты и требования.
  2. Современные университеты выполняют в системе непрерывного образования двоякую роль: обеспечение получения обучающимися разного уровня высшего образования и систематизация непрерывного образования людей в продолжение их жизнедеятельности. Это приводит к выполнению двоякой функции университетов в системе непрерывного образования: содействие развитию отраслей экономики на основе развития кадрового потенциала разных сфер и повышение конкурентоспособности университетов в мировом научно-образовательном пространстве.
  3. В целях укрепления научно-технической мощи страны первостепенное значение приобретает инженерное образование. Актуальными проблемами в области непрерывного инженерного образования являются:  элитное образование будущего инженера; подготовка, переподготовка и повышение квалификации инженеров, способных создавать новые конкурентоспособные продукты на основе достижений в различных областях знаний и передовых наукоемких технологий; участие реального сектора экономики в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (а также примерных образовательных программ) нового поколения; участие работодателей в разработке критериев оценки квалификаций; создание Центров и системы независимой оценки квалификаций. Частно-кластерное партнерство может служить механизмом реализации взаимодействия между образовательной организацией, предприятием и центром сертификации.
  4. В условиях реформирования российской и мировой системы высшего образования, повышения его открытости, интеграции образования, науки и предпринимательства актуализируется проблема непрерывного образования научно-педагогических работников. Ее решение видится в непрерывном образовании университетских сотрудников в направлениях: овладения ими профессиональными актуальными знаниями и новыми компетенциями; ознакомления научно-педагогических работников с научными основами, этикой и практикой организационного, межличностного взаимодействия; развития профессионально значимых личностных качеств и укрепления здоровья университетских кадров. Актуальной задачей является укрепление воспитательной и развивающей функций в образовании научно-педагогических работников.
  5. При реализации программ непрерывного образования, в первую очередь, – дополнительного профессионального образования, актуализируется задача применения инновационных интерактивных методов обучения и воспитания, таких как «смешанное» и «перевернутое» обучение с опорой на принципы образования взрослых. Повышается роль электронного обучения, которое целесообразно осуществлять в формах дистанционного образования, обучения в виртуальных сферах. Актуализируется реализация MOOC на платформах Coursera, Лекториум, Фоксфорд и др. как в качестве автономных курсов непрерывного образования, так и для расширения возможностей самостоятельного образования в системе очного обучения.

По результатам обсуждения проблемных полей конференции высказаны рекомендации университетам:

  • осуществлять непрерывное образование людей разных возрастных категорий и разного образовательного уровня с учетом принципов обучения  и воспитания;
  • содействовать развитию человеческого ресурса университета средствами дополнительного профессионального образования;
  • повышать конкурентоспособность университетов на основе развития человеческого ресурса;
  • сосредоточить на базе университетов непрерывное развитие квалификации кадров для отраслей экономики региона и страны в целом;
  • осваивать и применять для выполнения миссии университетов положительный опыт регионов России и стран мира;
  • диверсифицировать программы непрерывного образования с учетом изменяющихся потребностей рынка, российского и зарубежного опыта.

Участники конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования и приняли решение о продолжении ежегодного проведения международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в условиях расширения числа городов, стран  и заинтересованных общественных организаций участников.

Оргкомитет конференции

Резолюция принята 26 октября 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *